Анкета № 1
Уважаемые коллеги!
1. Проранжируйте, пожалуйста, по 7-балльной шкале причины, побуждающие Вас повышать свою профессиональную квалификацию, присвоив соответственно 1-й ранг причине, которая в наибольшей степени побуждает Вас к повышению квалификации, а 7-й ранг причине, наименее влияющей на Ваше решение повышать свою квалификацию.
Причины | Ранг (от 1 до 7) |
1.Личная инициатива | |
2.Инициатива администрации | |
3.Подготовка к аттестации | |
4.Изменение содержания учебной программы | |
5.Желание расширить знакомство с передовым педагогическим опытом | |
6.Желание изменить специализацию | |
7.Потребность в самообразовании, саморазвитии, самосовершенствовании |
Анкета № 2
Уважаемые коллеги!
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, отметку (например, «+») в колонке, в которой баллы соответствуют Вашему мнению:
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение | |||||
1.Я стремлюсь изучить себя | |||||
2.Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами | |||||
3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |||||
4.Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |||||
5.Я анализирую свои чувства и опыт | |||||
6.Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |||||
7.Я много читаю | |||||
8.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | |||||
9.Я верю в свои возможности | |||||
10.Я стремлюсь быть открытым человеком | |||||
11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающая среда и окружающие люди | |||||
12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |||||
13.Я получаю удовольствие от освоения нового | |||||
14.Возрастающая ответственность не пугает меня | |||||
15.Я положительно отношусь к своему продвижению по службе |
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Методика 1.
1.Сформулируйте для себя, каких заметных успехов вы сумели добиться в жизни. Затем определите, какие знания, способности, опыт были вам необходимы для достижения этих успехов. Постарайтесь при этом установить именно те способности и умения, которые привели к соответствующему результату.
В качестве ориентира можно воспользоваться приводимым ниже перечнем знаний, умений и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность менеджера в организации (см. таблицу 2).
С помощью подобного анализа вы можете выявить не только взаимосвязь между своими способностями и реализованными на практике успехами, но и понять, чего Вы вообще можете добиться в жизни, то есть определить, каким личным потенциалом для достижения целей вы располагаете. Причем помимо констатации важно также наметить пути дальнейшего развития этого потенциала.
2.С другой стороны, вы также ясно и отчетливо должны представлять себе свои слабые стороны. Подобное осознание необходимо для того, чтобы избегать ситуаций и действий, в которых эти качества могут проявиться и привести к ошибке, неудаче, или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабые стороны – значит укреплять свои сильные стороны.
Составьте перечень своих серьезных неудач и ошибок. Отметьте, отсутствие или слабая выраженность каких качеств привели к этим промахам и поражениям. Вспомните, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.
В качестве материала для сопоставления ниже приводится одиннадцать базовых ограничений («слабых мест»), существенно снижающих эффективность работы современного менеджера. Перечень данных качеств предлагается английскими консультантами по управлению М.Вудкоком и Д.Френсисом (1995) (см. таблицу 2).
Определив и проанализировав наиболее существенные достижения и ошибки в вашей жизни, заполните таблицу 1.
Таблица 1
Баланс личных успехов и неудач
УСПЕХИ | НЕУДАЧИ | |||
Мои крупнейшие успехи, достижения | Как я этого добился Способности, которые были для этого необходимы) | Мои значительные неудачи, поражения | Способности, которых мне недоставало | Как я преодолел неудачи? |
1.__________ 2.__________ 3.___________ Прочее | 1.__________ 2.__________ 3.___________ Прочее |
Таблица 2
Перечень знаний, умений и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность | Базовые ограничения («слабые места»), существенно снижающие эффективность работы современного менеджера. |
1.Специальные знания:
| 1.Неумение управлять собой:
|
2.Способности руководителя:
| 2.Размытость личных ценностей:
|
3.Смутные личные цели:
|
|
3.Интеллектуальные качества :
| 4.Остановленное саморазвитие:
|
5.Недостаточность навыка решать проблемы:
|
|
4.Личные качества :
| 6.Недостаток творческого подхода:
|
7.Неумение влиять на людей:
|
|
5.Рабочие приемы :
| 8.Недостаточное понимание особенностей современного управленческого труда:
|
9.Слабые навыки руководства:
|
|
10.Неумение обучать:
|
|
11.Низкая способность формировать коллектив:
|
Методика 2
Сильные и слабые стороны
Следующий шаг – группирование выявленных вами достоинств и недостатков в блоки качеств и определение в каждом блоке двух и более важных сильных и слабых сторон. Полученный таким образом «срез» способностей (таблица 3) является предпосылкой для планирования дальнейших шагов по достижению целей профессионального роста и развития.
Таблица 3
Анализ сильных и слабых сторон
«Срез» способностей | Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Профессиональные знания и опыт | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
2.Способности руководителя | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
3.Коммуникативные способности | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
4.Личные способности | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
5.Интеллектуальные способности | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
6.Рабочие приемы | 1._________________ 2._________________ 3._________________ | 1._________________ 2._________________ 3._________________ |
Прочее |
Методика 3
Самоанализ педагогической успешности
Инструкция. На листе бумаги, вертикально поделенном пополам, запишите слева все свои успехи, достижения, находки, проведенные исследования, а справа то, что не получается, каких знаний и умений не хватает, какие профессиональные проблемы волнуют.
Пример
Лист самоанализа педагогической успешности
Мои успехи, достижения, находки, проведенные исследования | Что у меня не получается, каких знаний и умений мне не хватает, какие профессиональные проблемы меня волнуют |
1.Мне удается организовать творческую деятельность учащихся на уроке. | 1.Я с трудом нахожу время на уроке для работы с одаренными учащимися. |
2.Я успеваю полностью выполнить план и задачи, поставленные на данный урок, что позволяет бороться с перегрузками и пробелами в знаниях учащихся. | 2.У меня нет точного представления о том, как мне нужно взаимодействовать с родителями в познавательной области. |
3.Я умею организовать деятельность учащихся по выполнению домашних заданий на разноуровневой основе, постоянно проверяю и оцениваю своевременность и качество выполнения домашних заданий (при этом нахожу время помочь тем, кто по какой-либо причине не смог выполнить домашнее задание и никогда не ставлю неудовлетворительных оценок). | 3.К концу пятого урока я выматываюсь окончательно и, как бы я не распределяла силы, шестой и седьмой уроки обычно потеряны. |
4.Я умею организовывать поисковую, творческую деятельность учащихся в микрогрупповом режиме. | 4.Дети относятся ко мне с полным доверием, но очень часто я оказываюсь в тупике и не могу помочь им, потому что не знаю, как найти нужные слова и решения, которые окажутся важными для них. |
5.Я победила в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» | 5.Я совершенно запустила собственных детей, потому что все силы уходят на чужих. |
Информация, расположенная в левом столбце, составит после изучения положительный массив, который ляжет в основу карты или базы педагогической успешности и может быть использован для обучения других педагогов, накопления и распространения педагогического опыта.
Информация, расположенная в правом столбце, ляжет в основу индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития педагога, плана методической работы школы и системы внутришкольного обучения педагогов.
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию. Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:
- 5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
- 4 - скорее соответствует, чем нет;
- 3 - и да, и нет;
- 2 - скорее нет;
- 1 - не соответствует.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и до-машними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положи-тельные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
75-55 - активное развитие;
54-36 - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35—15 - остановившееся развитие.
Анкета №2
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе.
- 5, да (препятствуют или стимулируют);
- 4, скорее да, чем нет;
- 3, и да, и нет;
- 2, скорее нет;
- 1, нет.
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководи-телей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимаю-щих в Вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителя-ми, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, смененные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к этой проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность эксперименти-рования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Обработка данных микроисследования.
Способность учителя к саморазвитию Ф.И.О. учителей Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мер
1. Активное саморазви-тие
2. Не сложившееся са-моразвитие, зависящие от условий
3. Остановившееся са-моразвитие
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
№
самооценка
да
не сов-сем
нет
1
Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?
По каким направлениям профессиональной под готовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания (укажите номер):
1. Научно-теоретическая подготовка.
2. Методическая подготовка.
3. Психолого-педагогическая подготовка
Считаете ли Вы целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам:
1. Совершенствование тематического планирования с учетом развития ОУУН учащихся.
2. Планирование и проведение уроков разных типов.
3. Внедрение современных педагогических технологий.
4. Методы и приемы развивающего обучения.
5. Разноуровневая дифференциация в обучении.
6. Анализ и оценка результатов своей деятельно сти и деятельности учащихся.
7. Организация учебно-познавательной деятель ности учащихся.
8. Контроль и коррекция знаний, умений и навы ков учащихся.
9. Организация личного труда учителя.
10. Другое (допишите)
Представляет ли для Вас трудность:
1. Формулировать цели урока на разных уровнях.
2. Организовать действия учащихся по принятию целей деятельности.
3. Выбрать соответствующие методы и методи ческие приемы для реализации целей урока.
4. Мотивировать деятельность учащихся.
5. Формулировать вопросы проблемного характера.
6. Создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении.
7. Организовать на уроке исследовательскую работу учащихся.
8. Подготовить для учащихся задания различной степени трудности.
9. Активизировать учащихся в обучении.
10. Организовать сотрудничество между учащи мися.
11. Организовать само- и взаимоконтроль уча щихся.
12. Организовать своевременный контроль и кор рекцию ЗУН учащихся.
13. Развивать творческие способности учащихся.
14. Использовать различные формы поощрения школьников.
15. Другое (допишите)
Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (укажите номер):
1. Самообразованию.
2. Теоретическому семинару.
3. Семинару-практикуму.
4. Индивидуальной помощи со стороны методи ческой службы школы.
5. Творческим группам учителей по психолого-педагогическим проблемам.
6. Методическим объединениям
Если бы Вам предоставили возможность выбора семинаров для совершенствования своих про фессиональных знаний, то в каком из них Вы приняли бы участие? Какие из них Вы считаете необходимыми в первую, вторую и т.д. очередь (укажите номера):
1. Психолого-педагогические особенности уча щихся разных возрастов.
2. Формы и методы педагогического сотрудниче ства с учащимися.
3. Типы уроков. Методика их подготовки и прове дения.
4. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внекласс ной работе.
5. Методы обучения и их эффективное использо вание в современных условиях.
6. Дифференциация в обучении.
7. Индивидуализация в обучении.
8. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
9. Учет и оценка знаний учащихся.
10. Педагогическая этика учителя.
11. Диагностика учебно-воспитательного процесса.
12. Другие (укажите свои пожелания)
Диагностика профессиональных затруднений педагогов в организации элективных курсов
(проводится в виде анкетирования или собеседования)
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в лидерстве.
7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
11. Потребность в риске.
12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
3. Плохое здоровье, другие личные причины.
4.
5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.
6. Отсутствие материальных стимулов.
7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
8. Отсутствие помощи.
9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Анкета "Определение уровня новаторства учителей
в школьном коллективе"
Инструкция: Уважаемый педагог! К какой группе учителей, на ваш взгляд, вы относитесь? Поставьте "галочку" напротив выбранной группы.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.
Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.
Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем малочисленнее группы D и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
мотивационной среды.
Приложение 2
Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл ).
1
2
Утверждения
Баллы
Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Эти результаты известны каждому учителю
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Размеры вознаграждения известны каждому учителю
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вознаграждения имеют ценность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатовусловия
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.
На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.
АНКЕТА "Определение мотивов
трудовой деятельности педагогов"
Приложение 3
Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).
1
2
3
Фактор
Выбор
Значимость
Уровень доходов (заработная плата)
Близость места работы к дому
Возможность продвигаться по карьерной лестнице
Возможность профессионального роста
Возможность получения кредитов
Возможность управления другими людьми
Обучение за счет компании
Большие полномочия
Гибкий график работы
Возможность самореализации
Комфортные условия труда
Нормированный рабочий день
Отношения с непосредственным руководителем
Признание, ощущение значимости в компании
Работа по специальности, в соответствии с образованием
Работа ради общения, возможность занять свободное время
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов, может иметь графическую или табличную форму.
АНКЕТА "Определение затруднений педагогов
при организации учебного процесса"
Инструкция: ).
Степень затруднения
Очень
сильная
Сильная
Средняя
Слабая или отсутствует
1
2
3
4
5
Тематическое планирование
Поурочное планирование
Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства
Овладение содержанием новых программ и учебников
Умение ставить цели урока
Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей
Использование эффективных форм на уроке
Использование элементов современных педагогических технологий
Умение провести самоанализ урока
Проведение практических работ, предусмотренных программой
Осуществление дифференцированного подхода
к обучению
Развитие у обучающихся интереса к предмету
Использование межпредметных связей
Описание своего опыта работы
Умение провести анализ урока коллеги
Обеспечение разумной дисциплины на уроке
Учет, оценка знаний, умений и навыков
учащихся
Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся
Внедрение ППО, описанного в литературе
Внедрение ППО коллег своей школы
(другой школы)
Организация внеклассной работы по учебному предмету
Эффективное использование оснащения
кабинета
Работа с неуспевающими учащимися
Работа с одаренными детьми
Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями
Диагностика уровня обученности учащихся
Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
АНКЕТА "Выявление затруднений учителя
при осуществлении воспитательного процесса"
Приложение 5
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе ).
Аспект педагогической деятельности
Степень затруднения
Очень сильная
Сильная
Средняя
Слабая или
отсутствует
1
2
3
4
5
Планирование воспитательной работы
Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе
Знание современных воспитательных технологий
Введение инновационных форм воспитательной работы
Использование современных воспитательных технологий
Знание детской возрастной психологии
Работа с "трудными" учащимися
Работа с родителями учащихся
Проведение родительских собраний
Индивидуальная работа с учащимися
Проведение классных часов
Знание эффективных форм работы с детьми
Знание и использование методики коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)
Организация детей для участия в общественной жизни школы
Система воспитательной работы классного руководителя
Анкеты разработаны на основе модифицированного опросника для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Т.С. Соловьевой. – Примеч. авт.
Примеч. авт.
Разработана на основе “Диагностики структуры мотивов трудовой деятельности” Т.Л. Бадоева и “Структуры мотивации трудовой деятельности” К. Замфир. – Примеч. авт.
(Методика Галанова А.С.)
Анкета предназначена для оценки двух компонентов в деятельности учителя:
1. Воспитательного (объективная оценка и формирование личности ребенка, эмпатийное отношение к ребенку).
2. Организационно-мотивационного (создание у ребенка интереса к работе, организация детского коллектива, эффективная организация деятельности).
Первый компонент оценивается пунктами анкеты 1-8, второй компонент – 9-12.
Каждый пункт анкеты состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Учащийся должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному учителю. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» - к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.
Чем выше итоговый балл учителя, тем более положительно оценивается учащимися его деятельность.
Инструкция :
Прочитай каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.
Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5 ».
Если ты не вполне уверен , т.е. считаешь, что это «скорее всего так», обведи цифру «4 ».
Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1 ».
Если ты не вполне уверен , обведи цифру «2 ».
Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3 ».
Проследи, чтобы ни один из пунктов анкеты не был пропущен.
Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся среднего звена, 5-8-е классы)
1. Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе | 5 4 3 2 1 | Ты не в чем не хотел бы походить на учителя. |
2. Учитель относится к тебе по –доброму, внимательно | 5 4 3 2 1 | Учитель часто бывает раздражительным, его не интересует твои дела. |
3. Ты охотно беседуешь с учителем в переменке и после уроков | 5 4 3 2 1 | Ты не хотел бы разговаривать с учителем помимо урока |
4. Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет | 5 4 3 2 1 | Ты не доверил бы учителю своих секретов |
5. Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, пред классом, родителями, учителями | 5 4 3 2 1 | Учитель не будет заступаться за тебя, даже если ты прав. |
6. Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя | 5 4 3 2 1 | Учителю все равно, он только ставит отметки. |
7. Учитель справедливо относится ко всем ребятам | 5 4 3 2 1 | Учитель не любит некоторых ребят и бывает к ним несправедлив. |
8. Учитель может тебе поднять настроение, рядом с ним чувствуешь себя увереннее | 5 4 3 2 1 | Учитель часто приходит в класс сердитым, рядом с ним ты чувствуешь себя испуганным или виноватым |
9. Тебе хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода |
10. Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа | 5 4 3 2 1 | С учителем скучно, любая работа с ним кажется ненужной. |
11. Учитель легко может организовать ребят на какое-то дело | 5 4 3 2 1 | Учителю долго приходится уговаривать и заставлять класс взяться за какое-либо дело. |
12. Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей | 5 4 3 2 1 | Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, вы не приняли бы его в свою компанию. |
Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся старшего звена, 9 -11 кл.)
Обработка данных
Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:
Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-8;
Х2 - оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 9-12 и умножаются на два;
Хо – общая экспертная оценка: суммируются Х1 и Х2
После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели для данного учителя:
Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1: Ν (Ν - количество анкет);
Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2: Ν (Ν - количество анкет);
Хо – среднее арифметическое общей экспертной оценки; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо: Ν (Ν - количество анкет).
Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:
16-35 баллов – низкая;
36-60 баллов – средняя;
61- 80 баллов –высокая.
Показатели Х1 и Х2 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 8 до 40 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о преобладании в деятельности учителя воспитательного или организационно-мотивационного компонента.
3.3. Анкета «учитель-ученик» (методика Н.В.Клюевой)
Анкета предназначена для учащихся 6-11 классов и позволяет определить степень выраженности компонентов педагогической деятельности учителя
Инструкция : Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «Нет».
1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель – справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольной и экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости и отношения с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем – одно удовольствие.
15. Учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Ответ школьников определяет степень выраженности следующих компонентов педагогической деятельности учителя: гностического, эмоционального, поведенческого. Каждый ответ учеников, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент включает следующие вопросы:
Ответ «Да» - 1,4,7,10,19,22;
Ответ «Нет» - 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 8,11,14,23;
Ответ «Нет» - 2,5,17,20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 3,6,12,18.
Ответ «Нет» - 9,15,21,24.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика (максимум – 8 баллов), эмоциональный – определяет степень симпатии ученика к учителю (максимум – 8 баллов), поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учители и ученика (максимум – 8 баллов).
Анкета для учителя (оценка своей педагогической деятельности)
(Ф.И.О.
учителя
______________________________________________________________
Предмет: ________________________________ Класс:
___________________________
Просим
Вас оценить свою педагогическую
деятельность и возможности по предлагаемым
параметрам. Старайтесь избегать
самобичевания или восхваления при
самооценке. Помните, лучшая позиция -
предельная объективность и искренность!
Отметьте выбранный Вами вариант ответа.
Отвечайте на все вопросы подряд,
предварительно прочитав весь предложенный
веер ответов.
1. Знание своего предмета:
а) твердое, в рамках программы, есть интерес к специальной и методической литературе;
б) на уровне программы, но есть пробелы, допускаются фактические искажения в преподавании и проверке занятий;
в) глубокое, значительно превышающее программу, свободная ориентация в специальной и научно - популярной литературе.
2. Отношение к предмету:
а) с интересом;
б) равнодушно;
в) с увлечением, есть потребность в педагогической деятельности.
3. Умение планировать учебную программу:
а) тематическое и поурочное планирование осуществляется в основном правильно;
б) часто используются штампы в планировании, не всегда учитываются особенности класса;
в) ведется работа над системой уроков по теме, разнообразием форм и методов обучения с учетом особенностей класса.
4.Чувство нового:
а) положительное отношение к новым педагогическим идеям, но их реализация только при воздействии администрации;
б) скептическое или отрицательное отношение, затруднено вовлечение в процесс решения новых задач;
в) самостоятельный поиск новых идей, решение новых педагогических задач.
5.Знание психолого-педагогических основ обучения:
а) достаточная ориентированность в основных современных психолога - педагогических концепциях обучения, но редкое применение их на практике;
б) свободная ориентация в современных концепциях, использование их как основы своей педагогической деятельности;
в) наличие лишь общих представлений о современных концепциях.
6.Педагогический такт:
а) при внешнем соблюдении наблюдаются срывы в отношении с учащимися;
в) является основой в отношениях с детьми, присутствует уважение, доверие требовательность и справедливость.
7.Индивидуальный подход к учащимся:
а) в основном обеспечивается;
б) имеется в достаточной степени, нарушения редки;
в) систематически изучаются особенности учащихся, дифференцируются объем, сложность знаний помощь отстающим, контроль учащихся разных "уровней".
8.Развитие у учащихся навыков учебного труда:
а) скептическое отношение к этой работе, нет положительных результатов решения этой задачи;
б) стремление к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда;
в) целеустремленная и систематическая работав этом направлении (развитие самоконтроля в учении, рационального планирования, должный темп чтения, письма, вычислений и т. п.)
9.Развитие у учащихся мышления:
б) обеспечивается эффективное развивающее обучение, глубокое и всестороннее; в) формальное выполнение рекомендаций программ, ориентация учащихся лишь на запоминание.
10.Развитие у учащихся интереса к предмету:
а) в основном ведется работа по развитию интереса к предмету;
б) такая работа не ведется;
в) используются специальные приемы (например: показ практической значимости знаний, занимательность, индивидуальный подход к учащимся).
11.Умение оценить качество ЗУН:
а) допускается формализм и необъективность при оценке знаний;
б) объективность в оценке ЗУН соблюдается;
в) тщательное изучение критериев оценок, умелое использование их на практике, объективность.
Дата заполнения: «_______» ________________ 2011г. Подпись: ___________________