Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Культурные ценности первобытного общества презентация. Культура первобытного общества первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. а для некоторых народов продолжается и по сей день. Религиозные представления древнего человека

Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

  1. археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
  2. этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
  3. лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд 3

Периодизация первобытной культуры

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ
I в. до н. э. Лукреций

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа:

  • палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
  • мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.),
  • и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

Слайд 4

Религиозные представления древнего человека

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

Слайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд 6

Наскальная живопись

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
Самый древний вид петроглифов «макароны».
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 7

Пещера рук. Аргентина.

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 тыс. и 7 тыс. годами до н.э.
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 8

Пещера Альтамира, Испания.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем.

Слайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд 10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.

Передаётся динамика движения.

  • в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
  • в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
  • использование широкой палитры красок
  • характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!
  • Слайд 11

    Пещера Ляско, Франция, Верхний палеолит

    История открытия.
    12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Слайд 13

    Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Слайд 14

    Колодец

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Слайд 15

    Пещера Пешь-Мерль. Франция

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

    Слайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
    Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
    Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Слайд 17

    Капова пещера. Россия. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем.
    Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Слайд 18

    Горы Дракенсберг, Южно-Африканская республика

    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

    Слайд 19

    Ппещена Нью. Франция. Верхний палеолит.

    Рисунок углём.

    Слайд 20

    Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит.

    Одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. 3 спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

    Слайд 21

    Первые рисунки

    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.
    Глаз мамонта испуганно косится,
    Бежит олень, погоней окрылён.
    Упал, и, умирая, шевелится,
    И кровь глотает раненный бизон.
    Охотники бесшумно шли по следу,
    И громким криком открывали бой,
    И закрепляли трудную победу
    Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
    Валентин Берестов

    Слайд 22

    Керамика и орнамент

    Расписной сосуд. Поздний бронзовый век. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

    Особая область первобытного искусства – орнамент.
    В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
    На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

    Первобытная культура

    Учитель МХК

    Кайгородова Наталья Евгеньевна



    Первобытная культура изучается археологией,

    традиционная – этнографией.

    Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д. (артефактами).


    В эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры:

    религиозные представления и мифология

    музыка

    танцы

    театрализованные действия

    архитектура

    изобразительное искусство.


    Периодизация первобытной культуры

    Палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры;

    палеолит делится еще на древний (или нижний),

    средний и верхний (или поздний) палеолит;

    В эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.


    Мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

    В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.


    Неолит (новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

    совершенствуются орудия труда, усложняются похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появляются первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникает керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.


    Бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.),

    Железный век. начало I-го тыс. до н.э.


    Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

    Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной


    На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры:

    • синкретизм
    • антропоморфизм
    • традиционность
    • социальное равенство.

    Синкретизм

    первобытной культуры означает неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям.


    Синкретизм проявлялся в следующих формах:

    Синкретизм общества и природы .

    Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода.


    Синкретизм различных сфер культуры .

    Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта.


    Синкретизм как принцип мышления .

    В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление наблюдаемого и воображаемого; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой.


    Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.


    Традиционализм.

    В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.


    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

    По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.


    Первобытная архитектура

    В жизни человечества палеолит считается самым длительным периодом. Эта эпоха представляет большой интерес, так как именно тогда произошло очень много явлений, которые повлияли на развитие человеческого общества в целом.

    В эту эпоху начинают складывать зачатки архитектуры. Было это 2,5 млн. лет назад. Жилища в то время были низкими и на треть были углублены в землю. Эти постройки имели куполообразную форму с длинными входами - туннелями. В качестве основного материала для строительства служили кости крупных животных.

    Палеолит был ледниковым периодом.


    Одними из древнейших видов каменных построек являются сооружения, сложенные из крупных ка­менных глыб или плит, называемые мегалитическими (от греческого мегас - большой, литое - камень). К числу их принадлежат: менгиры, дольмены и кром­лехи .


    Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40т.

    Менгир- вертикально стоящий, грубо обработанный камень. Их устанавливали как одиночно, так и группами.

    Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

    Предполагают что ими отмечали место захоронения значительных лиц - родоначальников или вождей племен.



    Кромлех - кольцеобразное ограждение из одного или нескольких рядов менгиров.

    К большим кромлехам ведут обычно аллеи камней. Крупнейший и наи­более сложный из кромлехов - это так называемый Стонхендж. Стонхендж имеет некоторое художественное значение, он обладает геометрической правильностью построения и крупным масшта­бом огромных хорошо обработанных каменных столбов и объединя­ющих каждую пару столбов, уложенных на них каменных балок. Кром­лехи уже имели культовое назначение, вероятно, являясь местом пок­лонения ежегодно возрождающейся силе солнца.


    Мифология

    Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.


    Домашнее заадние

    • В рабочей тетради записать категории мифов.
    • Повторить конспект.

    Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

    1 слайд

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

    2 слайд

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

    3 слайд

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

    4 слайд

    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    5 слайд

    Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

    6 слайд

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

    7 слайд

    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

    8 слайд

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

    9 слайд

    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

    10 слайд

    Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

    11 слайд

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    12 слайд

    Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    13 слайд

    Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    14 слайд

    КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    15 слайд

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

    16 слайд

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    17 слайд

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Cлайд 1

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

    Cлайд 2

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

    Cлайд 3

    Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

    Cлайд 4

    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    Cлайд 5

    Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

    Cлайд 6

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

    Cлайд 7

    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

    Cлайд 8

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

    Cлайд 9

    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

    Cлайд 10

    Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

    Cлайд 11

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Cлайд 12

    Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Cлайд 13

    Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Cлайд 14

    КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Cлайд 15

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

    Cлайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Cлайд 17

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.
    Обратная связь
    Мы в социальных сетях

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Для правообладателей >

    myslide.ru

    Культура первобытного общества - презентация, доклад, проект

    Обратная связь

    Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Мы в социальных сетях

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

    Для правообладателей >

    myslide.ru

    Презентация по курсу "Культурология" на тему "Культура первобытного общества"

    Культура первобытного общества

    Культурология

    Культура первобытного общества - самый протяженный по времени и наименее изученный период

    в истории культуры человечества.

    Самым древним из известных проявлений человеческой деятельности являются примитивные орудия из кремня датируются

    2,7 млн. лет назад

    Принято делить историю первобытного мира на

    Каменный век

    Медный век

    Бронзовый век

    Железный век

    по названию материалов, из которых люди изготавливали орудия

    Каменный век:

    Средний (мезолит)

    Древний (палеолит)

    Новый (неолит)

    Приблизительно его хронологические границы:

    2 млн. - 6 тыс. лет до н.э.

    В палеолите выделяют:

    Переход от присваивающего хозяйства к производящему

    В конце каменного века происходит «неолитическая революция»:

    созданы условия для развития общества и появления цивилизации

    В это же время произошло открытие

    первого искусственного материала - огнеупорной глины

    Дальнейшие этапы развития:

    медный век (энеолит): 4 - 3 тыс. до н.э.

    бронзовый век: конец 3 тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э.

    В начале I тыс. до н.э. его сменил железный век

    Первобытное искусство - немаловажная часть культуры эпохи (в которую включают также религиозные верования и культы, традиции и обряды).

    в наскальной живописи археологи не обнаруживают пейзажных рисунков, имеющих чисто эстетическую функцию

    Искусство было теснейшим образом связано с культом:

    изображения же животных - туров, бизонов, лошадей - встречаются повсеместно: животных боялись, им поклонялись

    Таким образом, религиозная функция искусства, очевидно, была первичной по отношению к эстетической.

    Важнейшие особенности искусства:

    сочетание разнообразных воззрений возможности всех психических процессов и переживаний человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в т.н. архетипе.

    Синкретизм

    Символизм

    условный характер изображения

    Первые произведения первобытного искусства –

    простейшие скульптуры

    Широкое распространены женские фигурки из кости или камня с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами:

    «палеолитические Венеры»

    Очевидно, эти фигурки были связаны с культом

    матери-прародительницы

    Найдены во многих районах планеты:

    Первые проявления художественного творчества относятся

    к верхнему палеолиту:

    именно в это время человек начинает изображать людей и животных

    Стилизованные изображения животных условно именуют «звериным (или зоологическим) стилем

    Необычайно распространенны изображения зверей

    Для рисования использовались уголь, соки растений, цветные глины.

    состоит из отдельных образов

    При всей жизненной выразительности некоторых образов неолитическое искусство остается

    интуитивно-спонтанным:

    нет композиции в современном смысле слова

    отсутствует фон

    культовые сооружения из грубо обработанных огромных камней, расположенных определенным образом

    В период неолита появляется храмовая архитектура:

    Мегалиты:

    Разновидности мегалитов:

    сооружения, состоящие из нескольких вертикально камней, которые горизонтально перекрываются камнем

    дольмены

    сооружения, состоящие из длинных камней, которые в форме аллеи вертикально вкапывались в землю

    сооружения, в которых камни вкапывались пол кругу, в центре которого находился другой камень

    кромлехи

    Религиозные представления

    представление об одушевленности всего, что окружает человека

    вера в способность души, духа отделяться от тела

    совокупность ритуальных действий

    вера в возможность повлиять таинственные силы

    с их помощью повлиять на окружающий мир

    Религиозные представления

    поклонение неодушевленным предметам

    Фетишизм

    фетишами - как природные объекты, так и созданные руками человека

    от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей

    вера в кровнородственные связи рода и определенным растением (животным)

    Тотемизм

    тотем иногда «брат» рода, отсюда - запрет на его умерщвление

    виды: родовой, фратриальный, групповой, половой, индивидуальный

    достиг расцвета в эпоху земледельческих обществ

    Особая область искусства - орнамент

    художник уже не копирует природу

    мир изображается посредством геометрических абстракций

    Орнаменты - не просто украшение, но закодированная картина мира:

    спираль или ломаная линия:

    символ мира, ориентированный

    по четырем сторонам света

    multiurok.ru

    Культура первобытного общества - презентация

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд). Prezentacii.com Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности. Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2. Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения.- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!! ПЕЩЕРА ЛЯСКОФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем. Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2. Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатыхживотных: быков,антилоп Гну. КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны. В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники». КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади. Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли. ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину. ПЕРВЫЕ РИСУНКИПусть предок жизнью жил полузвериной,Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится,Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится,И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу,И громким криком открывали бой,И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков. Современная живопись австралийских аборигенов

    freedocs.xyz

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА - презентация

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Жизнь людей не проходит на земле бесследно. Она оставляет «следы». До нас дошли только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Искусство первобытности отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранились и передавались знания, умения и навыки, происходило общение между собой. Источники изучения первобытного общества и культуры – археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. Развитие человечества прошло ряд этапов. Первый человек – синантроп (найден в 40 км от г. Пекин). Средний рост мужчины – 163 см, женщины – 152 см. В пещерах найдены орудия труда, оружие (изделия из кварца, кварцита, песчаника, роговика). Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы пользовались огнем. Образ жизни: охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия. Вид синантропа Череп неандертальца был найден в 1856 г. в ущелье Неандерталь (Германия). Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Культура неандертальцев: обоюдоострые рубила, заточенные очень качественно, разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У них имелись деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» - кости с просверлёнными дырочками, которые, могли служить для разведения огня и для музыкальных упражнений. При неандертальцах наблюдается переход к оседлости. Вид неандертальцев Особенности первобытного искусства Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления; например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга, а осознавались единым явлением). Синкретизм – это одинаковая степень условности, сходство в деталях и технике изготовления; однородность ее форм повсюду, где бы она не существовала (роспись и рисунки в пещерах, древняя керамика, скульптура). Классификация первобытного искусства: По социальному устройству:Эпоха первобытного стада;Эпоха родового строя;Эпоха военной демократии.2. По материалу изготовления орудий труда:Каменный век;Век бронзы;Век железа. Каменный век. Это самый длинный в истории человечества век. Он делится на:1. Древний каменный век (палеолит).2. Средний каменный век (мезолит).3. Новый каменный век (неолит). Пелеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготовлять глиняную посуду - керамику. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Это период формирования биологического типа человека. Палеолит, в свою очередь, содержит три периода:Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.;Средний - 150-35 тыс.лет до н.э.;Верхний (поздний) - 35-10 тыс.лет до н.э, содержащий два периода:Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс.лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс.лет до н.э.). В эпоху палеолита появляются первые женские фигурки 5-10 см (характеризуют матриархат) Особенности: сильная и цельная пластика тела; выразительность форм; монументальность; невнимание к портретной характеристике; главное – подчеркнуть функцию женщины (продолжение рода). Огромный интерес к животным выразился в: гравированных рисунках на камне и роге; росписях пещер; рельефах; круглой пластике. Поздний палеолит Ориньяк-Саморейский период. Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин). Период Мадлен. Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине). Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско). Альтамирская пещера (Испания) Пещера Ласко (Франция) Пещера Шульган-Таш Мезолит (12-8 тыс. до н.э.) Этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. Люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты. Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе. Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей. В росписях – сюжетные композиции (сцены загона скота, охота, война). Рождается искусство многофигурной композиции (человек играет главенствующую роль). Рисунок приобретает форму пиктограммы (схематичного рисунка, передающего сообщение). Попробуйте расшифровать эти записи:Искусство мезолита Неолит (1-4 тыс.до н.э.) Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы: земледельцев и скотоводов развитых охотников и рыболовов. Особенность неолита: Раскопки захоронений свидетельствуют о появлении заупокойного культа, о развитии верований в загробную жизнь, для которой мертвым дается все, что служило им в земной жизни. Обнаруженные в могильниках многочисленные драгоценности говорят о процветании экономики и получении избыточного продукта. Люди научились обжигать глину, появилась керамика. Керамические сосуды украшались прихотливым узором, отсюда совершенствование искусства орнамента. Особенности орнамента: геометрическая стройность, ритм красок и линий. Изображения людей и животных схематичны, часто воспринимаются как знаки. Это петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом. Наскальная живопись Появляются первые укрепленные поселения Городище - остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления. Искусство бронзового века проявилось в Скифии. Расцвет искусства – VII-VI вв. до н.э. Типичные памятники – могильные курганы вождей. Сохранились изображения скифов Северного Причерноморья (из Греции): бородатые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах, в войлочных шапках. Бронзовый век Появление первых архитектурных сооружений Мегалиты («мега» – большой, «лит» - камень). Встречаются 3-х видов:Менгиры – вертикально поставленные камни. Дольмены – 2 вертикально поставленных камня, перекрытые третьим. Кромлех – сложная постройка, состоящая из дольменов. Менгиры Дольмены Кромлехи Самый известный кромлех - СТОУНХЕНДЖ (в переводе с греч. - чудовищный), это условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Главный стиль – звериный (тератологический) Век железа В производстве многих стран мира в начале 1 тысячелетия до н. э. широко распространяется железо, ото в огромной степени усилило человека в его борьбе с природой и дало ему возможность добиться новых успехов в области развития культуры. Использование железных орудий труда открывало новые возможности для развития сельского хозяйства; широко распространяется пашенное земледелие, расширяются и совершенствуются оросительные сооружения, появляются более усовершенствованные водоподъёмные сооружения: в середине I тысячелетия до н. э., вероятно, применялось уже водоподъёмное колесо. Ускоряется развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного, производства средств транспорта (судов, колесниц и т. д.), обработки камня и дерева, рудничного дела. Развивается мореплавание. Облегчаются сооружение дорог и строительство зданий. Совершенствуется военная техника. Шире развивается обмен; к середине I тысячелетия до н. э. распространяется как средство обращения металлическая монета. Развитые государства железного века: Ассирия;Ново-Вавилонское царство;Египет. Они стремились к захватам новых территорий, сырья, рабов, к господству на торговых путях, вели постоянные войны со своими слабыми соседями. При столкновении интересов крупные государства того времени часто вступали в конфликты друг с другом (причина - стремление установить своё господство над государствами Сирии, Финикии и Палестины). В области Эгейского моря в это время развиваются греческие города-государства. В результате успешной борьбы масс свободного населения против господства родовой знати и долгового рабства в наиболее развитых из числа этих государств складывается строй рабовладельческой демократии и создаются предпосылки для развития рабовладельческого хозяйства так называемого античного типа. Магия Фетишизм Анимизм Тотемизм Шаманизм Формы древних верований Магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами; это вера в возможность влияния сверхъестественными силами на внешний мир. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Дж. Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. А.Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Л.Я.Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное». Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и заставить исполнить адресованную ему пользу. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве. Анимизм (от лат. anima – дух, душа) - вера в существование двойников: души и тела. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б.Тайлером в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871 г.) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Он считал анимизм «минимумом религии». Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Человек верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе. Шаманизм – вера в посредника между богом (богами) и человеком. По шаманскому учению, мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Они находятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие, домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень, местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на человека и его судьбу. Но обратиться к ним может только избранный – шаман.
  • Загрузка...