Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Лодки серии щука. Средние подводные лодки типа "Щ" III серии. Этапы строительства новых АПЛ «Щука»

В начале декабря 2014 года на одной из программ ЦТ демонстрировался фильм режиссёра Бориса Волчека «Командир счастливой щуки».Его премьера состоялась в начале 1973 года, и случилось так что именно в это время я находился в длительных рейсах и впервые увидел картину только через много лет по TV . Позже я нашёл её в компьютере и посмотрел ещё раз.

Сюжет фильма: 1942 год, подводная лодка Щ-721 успешно выполняет задачи по уничтожению транспортов в конвоях противника. Кораблём командует опытный командир Алексей Строгов. Лодка считается счастливой, а её командир обладает способностью выпутываться из самых сложных и опасных ситуаций. И лодка, и командир – собирательные образы, в фильме использованы несколько реальных эпизодов, происшедших с самыми разными лодками Северного флота.

Хорошо показан эпизод прохождения «щукой» через минное заграждение, скрежет вдоль бортов минрепа – троса, соединяющего морскую мину с её якорем. От этого скрежета подводники нередко становились седыми. Взрыв мог прозвучать в любую секунду. Именно мина стала причиной повреждения другой лодки, которая полностью лишилась хода и с трудом держалась на поверхности.

Строгов получил приказ снять экипаж повреждённого корабля, а затем его уничтожить, что он и выполнил. На борту ПЛ Щ – 721 теперь уже два экипажа. Однако охоту на «щуку» немцы не прекращают, бомбёжка глубинными бомбами непрерывна. Выходит из строя один из действующих механизмов, для ремонта вынуждены лечь на грунт.

Истощаются запасы кислорода, дышать становится всё труднее. От удушья теряет рассудок один из матросов, задраивается в отсеке и самовольно продувает балласт. Лодка всплывает вблизи немецкого эсминца и оказывается в безвыходной ситуации. Несмотря на это командиру Алексею Строгову всё же удаётся спасти лодку и оба экипажа, заплатив за это своей жизнью.

Фильм довольно удачный, немалый вклад в его успех вложил артист Пётр Вельяминов прекрасной игрой. Низкий поклон ему за это. Рассказ о тяжёлой, суровой и опасной службе на подводных лодках в годы Великой Отечественной произвёл сильное впечатление на зрителя, особенно на молодёжь, сужу об этом по многочисленным комментариям.

Натурные съёмки фильма проходили в Полярном – городе моего военного детства. Я опять увидел родной Екатерининский остров, гавань того же названия, причальную линию подводных кораблей, где проводил немало времени. К сожалению, после 1955 года побывать здесь больше не пришлось.

Консультировал фильм адмирал ВМФ, который, на мой взгляд, всё же обязан знать, что в 1942 году ношение погон офицерского и рядового состава флота ещё не вводилось, а бортовые номера на рубках всех подводных кораблей во время войны никогда не наносились.

«Щукарями» назывались экипажи подводных кораблей типа «Щ». Перед войной в составе Северного флота число лодок серии «Щ» числилось семь единиц: Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-404, Щ-421, Щ-422, Щ-424. Осенью 1939 года подводная лодка Щ-424 выходила в дозор.

На мостике командир К.М.Шуйский, его помощник А.К.Малышев, сигнальщик. В Кольском заливе лодка столкнулась с рыболовным траулером и мгновенно затонула. Спаслись лишь те, кто находился на верхнем мостике. Командир лодки К.М.Шуйский и капитан траулера были приговорены к высшей мере, позже приговор изменили на 10 лет лагерей.

К судьбе Шуйского и его помощника Малышева мы ещё вернёмся. К началу войны оставшиеся шесть лодок типа «Щ» свели в один дивизион под командованием капитана третьего ранга И.А.Колышкина. Военная судьба подводных кораблей этой серии, их командиров полна драматизма, мужества, героизма.

В самый первый день войны вышла в боевой поход подводная лодка Щ-401, которой командовал старший лейтенант Аркадий Ефимович Моисеев На борту командир дивизиона И.А.Колышкин. Противника, к сожалению, не встретили. «И всё-таки мы плавали не зря – вспоминал Колышкин. Наши наблюдения имели интерес для разведки. Мы получили некоторые представления о том, как немцы охраняют свои гавани».

В шести последующих боевых походах Щ-401 потопила транспорт и сторожевик. За Моисеевым закрепилась репутация мужественного и решительного командира. Его представили к ордену Красного Знамени. В очередной поход Щ-401 вышла 11.04.1942 года. О двух успешных атаках А.Е.Моисеев сообщил 23.04.1942 года, о том, что израсходовано 8 торпед, но, к сожалению, больше на связь не выходил. С 26 апреля 1942 года Щ-401 считается погибшей.

Командир подводной лодки Щ-422 капитан-лейтенант Алексей Кирьянович Малышев также один из тех, кто начинал свой боевой путь с первых дней войны (бывший помощник К.М.Шуйского на погибшей Щ-424). Он умело руководил экипажем, не терялся в острых экстремальных ситуациях, потопил крупный вражеский транспорт, был награждён орденом Ленина. Последние два похода оказались безрезультатными.

В это время политотдел повёл борьбу за результативность походов. На лодке был заменён военком инструктором политотдела, который не скрывал, что прислан для пристального наблюдения за командиром. Конфликт между ними разгорался. Внезапно вышел из строя гирокомпас, и новый военком обвинил командира в его умышленном выводе из строя. С приходом в базу А.К.Малышева арестовали, обвинив в трусости.

На допросах он не мог поверить в серьёзность предъявленных обвинений, вёл себя вызывающе, однако вынесенный приговор трибунала - расстрел, был чудовищным, нелепым и несправедливым.

После А.К.Малышева командиром Щ-422 назначили капитан-лейтенанта Фёдора Алексеевича Видяева, находящегося в резерве. Ранее Видяев командовал ПЛ Щ-421, но в апреле «щука» подорвалась на мине, лишилась хода, но, к счастью, осталась на плаву. Экипаж Щ-421 был снят ПЛ К-22, а повреждённая лодка взорвана торпедой.

Этот эпизод использовал сценарист фильма «Командир счастливой «щуки». Приняв ПЛ Щ-422, Ф.А.Видяев продолжал успешно воевать. Он прославился, как мастер торпедных атак, талантливый командир, мужественный и скромный человек. Трижды награждался орденом Красного Знамени.

В последний поход вышел 30 июня 1943 года из которого не вернулся. На территории подплава, по инициативе друзей и соратников Ф.А.Видяева был сооружён его бюст и открыт в октябре 1943 года, скульптор Кольцов.

Весьма драматические события происходят с ПЛ Щ-403, которой командовал капитан-лейтенант Семён Иванович Коваленко. В феврале 1942 года «щука» вышла в очередной боевой поход с заданием высадить в тылу врага разведгруппу, а затем действовать в районе Порсангер-фиорда.

В ту ночь в условиях плохой видимости лодка производила зарядку аккумуляторов. Внезапно вахтенный лейтенант Шилинский обнаружил в непосредственной близости два сторожевика, немедленно начал маневрирование и вызвал командира. Оба немецких корабля устремились на таран, открыли огонь по рубке.

Поднявшийся на мостик командир был ранен. Управление лодкой взял на себя штурман и приказал срочное погружение. Командир в тот момент находился без сознания и не мог передвигаться. В возникшей на мостике суматохе, темноте этого не заметили, рубочный люк был задраен Лодка погрузилась, раненый СИ.Коваленко остался на мостике.

«Щука» получила таранный удар, к счастью, корпус.выдержал, но в базу подводная лодка Щ -403 вернулась без командира. Сценаристы фильма «Командир счастливой «Щуки» использовали этот трагический эпизод совершенно в иной интерпретации.

К началу войны бывший командир ПЛ Щ-424 К.М.Шуйский продолжал отбывать десятилетний срок за колючей проволокой. Командование Северного флота обратилось с ходатайством о его досрочным освобождением, как опытного подводника, чтобы он мог кровью искупить содеянное в борьбе с фашистами.

Ходатайство было удовлетворено, но «с отбытием оставшегося срока заключения после войны». Первоначально К.М.Шуйский воевал на борту ПЛ К-3 в должности старпома. Пришедшей в базу ПЛ Щ-403, после гибели С.И.Коваленко, требовался командир. Командование бригады без колебаний назначили командиром ПЛ Щ-403 капитан -лейтенанта Константина Матвеевича Шуйского.

В первый поход Щ-403 вместе с командиром вышел комдив И.А.Колышкин. По возвращению он доложил комбригу: «Шуйский показал себя зрелым командиром, лодкой управляет уверенно, в трудные минуты не теряется, в атаках смел, в поисках активен, авторитетом у подчинённых пользуется».

В следующем боевом походе К.М.Шуйский вышел на крупный конвой из трёх транспортов и восьми кораблей охранения. Самый крупный транспорт был потоплен. В июле 1943 года был потоплен тральщик и повреждён сторожевик. Командира Щ-403 К.М.Шуйского одного из первых наградили орденом Александра Невского. В начале октября 1943 года «щука» под командованием капитана 3 ранга К.М.Шуйского вышла в очередной боевой поход и не вернулась.

Предположительно лодка подорвалась на мине. Самая трагичная военная судьба выпала на долю ПЛ Щ-402, командир капитан- лейтенант Николай Гурьевич Столбов В феврале – марте 1942 года Щ -402 дважды атаковала конвой противника, потопила два транспорта. Лодка подверглась длительному преследованию вражеских «охотников».

Разрывами глубинных бомб на ней были повреждены топливные танки, и через несколько дней корабль остался без топлива. На помощь «щуке» была направлена ПЛ К-21 (командир Н.А.Лунин). После передачи топлива оба корабля благополучно вернулись в базу.

На следующий день Н.Г.Столбов получил радиограмму от Наркома ВМФ СССР Кузнецова Н.Г: «Весь личный состав поздравляю с благополучным возвращением из героического похода. Вошёл в ходатайство перед правительством подводную лодку наградить орденом Красного Знамени. Военному совету флота весь личный состав наградить орденами и медалями».

В следующем походе Щ- 402 во время зарядки, произошёл взрыв аккумуляторных батарей. Во втором и третьем отсеках погибло 19 человек вместе с командиром и штурманом. Лодку привели в базу командир БЧ-5 и штурманский электрик (до войны учился в мореходном училище).

В дальнейшем лодкой командовал капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский. В июле 1943 года ПЛ Щ-402 стала гвардейской. Ещё более года воевала «щука», война в Заполярье шла к завершению. Дикий и нелепый случай оборвал жизнь гвардейского экипажа ПЛ Щ-402 21 сентября 1944 года.

Советский торпедоносец «Бостон», находясь на «свободной охоте», торпедировал Щ-402, приняв её за немецкую подводную лодку. Это была последняя потеря не только дивизиона «щукарей», но и всей бригады подводных лодок.

Счастливой «щукой» дивизиона стала ПЛ Щ-404. Первоначально она базировалась в Иокангской ВМБ. Здесь совершила четыре выхода в дозор, но противника не встретила, затем перешла в Полярное. Боевой счёт открыла в апреле 1942 года: потопила крупный транспорт.

После возвращения встала в ремонт. Он совпал с ожесточёнными бомбардировками Мурманска, где субмарина ремонтировалась. Вблизи лодки, находящейся на слипе, взорвалась крупная бомба и изрешетила осколками лёгкий и прочный корпус. После выхода из ремонта Щ-404 успешно действовала на позиции в районе Нордкапа.

В феврале 1943 года командир лодки В.А.Иванов был назначен комдивом, а И.А. Колышкин - командиром бригады подводных лодок. На должность командира ПЛ Щ-404 назначили капитана – лейтенанта Г.Ф.Макаренкова, бывшего помощника Иванова. Именно Макаренков предложил выходить в торпедную атаку без использования перископа, по данным акустических пеленгов.

Первая такая атака была предпринята против немецкого конвоя в сентябре месяце. ПЛ Щ- 404 неоднократно выходила на перехват конвоя по сообщению воздушной разведки, но целей не находила. В июне 1944 года лодка встала в ремонт. До окончания боевых действий выйти из ремонта «щуке» уже было не суждено.

Наступил победный май 1945 года. В июне на Ваенгском рейде состоялся парад боевых кораблей Северного флота, посвящённый победе над фашизмом. Парад принимал командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко на ходовом мостике линкора «Архангельск». Здесь же находился командир бригады подводных лодок И.А. Колышкин.

Корабли, участвующие в параде, проходили мимо флагмана, принимали поздравления. Провожая взглядом экипаж подводной лодки Щ -404, выстроенный на верхней палубе - единственную уцелевшую боевую единицу своего дивизиона «Щукарей», Иван Александрович Колышкин с грустью вспоминал его многих командиров, матросов, старшин. Вместе с ними он неоднократно делил трудные и опасные рейды.

Невосполнимы потери и в других дивизионах бригады. В глубинах Баренцева моря остались навсегда, покоятся экипажи двадцати трёх подводных кораблей - одна тысяча моряков – подводников. Оттаем же душой, заострим и сохраним о них память.

19:34 — REGNUM Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота. Существовало множество версий гибели героической лодки, как в шведских, так и в финских водах от действий сил противолодочной обороны противника. Однако лодке удалось дойти и почти форсировать минное заграждение «Зееигель» у острова Большой Тютерс. Она погибла практически на самой последней минной линии, перед возвращением домой. Лодка лежит на глубине 78 метров, погрузившись носом в ил. Вероятнее всего, подорвалась на противотральном устройстве немецкой мины ЕМС при всплытии на перископную глубину.

© Константин Богданов

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходит при поддержке депутата Государственной думы РФ, генерала армии Николая Ковалёва и Фонда президентских грантов.

В 2017 году в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при проведении гидролокационных работ обнаружен корпус подводной лодки. Осмотр, проведённый в первые дни экспедиции 2018 года, показал, что это подводная лодка типа «Щ», 10-й серии. О чем однозначно говорит строение полностью сохранившейся рубки. В составе КБФ в годы войны погибли шесть подводных лодок «Щ» 10-й серии. Пять из них были найдены и идентифицированы в различные годы в территориальных водах Эстонии, Финляндии и России. Так как все остальные погибшие лодки однозначно идентифицированы, то найденная сейчас лодка может быть только Щ-317. Данный вывод подтверждает обнаружение погибшей лодки в районе, рекомендованном именно Щ-317 для форсирования минных полей.

Мемориальные мероприятия по экипажу погибшей лодки пройдут на месте её гибели 3 мая 2018 года.

Подводная лодка Щ-317

Заложена 23 июля 1934 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. 24 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду и 1 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В 1939—1940 годах лодка принимала участие в советско-финской войне, совершив два боевых похода. Атак противника не проводила.

Начало Великой Отечественной войны Щ-317 встретила под командованием капитана 3-го ранга Алексея Герасимовича Андронова в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ, находясь в Таллине на среднем ремонте.

В первом боевом походе (27 сентября — 16 октября 1941) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тютерс на случай прорыва крупных немецких кораблей к Кронштадту. Встреч с противником не было, и Щ-317 благополучно вернулась в базу.

При выходе в очередной боевой поход 3 ноября 1941 у острова Гогланд лодка была по ошибке атакована своим сторожевым катером. Из-за полученных повреждений Щ-317 вынуждена была встать на ремонт.

24 января 1942 года командиром лодки назначен капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов , до этого командовавший расформированным 9-м дивизионом «малюток» учебной бригады ПЛ КБФ. Прежний командир лодки А. Г. Андронов был переведен на другую подводную лодку КБФ.

Всю блокадную зиму 1941−1942 годов лодка провела в Ленинграде, а 9 июня 1942 года вышла в свой последний боевой поход. Так как новый командир не имел опыта плавания на «щуках», на борту «Щ-317» находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров . Вечером 11 июня подводная лодка вышла с Лавенсари для следования к побережью Швеции в район Карлскроны.

Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота: в ходе боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. 10 июля 1942-го лодка сообщила в Кронштадт о результатах боевой деятельности. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка на базу не вернулась. Вместе с «Щ-317» погиб весь ее экипаж (41 человек).

Подводные лодки серии III «Щука» стали первым типом средних подводных лодок, которые были построены в Советском Союзе. Строительство субмарин шести различных серий велось с 1930 по 1945 год, всего было построено 86 подводных лодки типа «Щ», что сделало их самым многочисленным типом советских подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями данных субмарин были сравнительная дешевизна в производстве, повышенная живучесть и маневренность.

Лодки приняли активное участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. За годы войны данные субмарины потопили 45 и повредили 8 боевых кораблей и коммерческих судов противника – более трети от общего количества потопленных всеми советскими подводными лодками судов. При этом из 44 воевавших подводных лодок погибла 31 субмарина. За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, еще 11 субмарин были награждены орденом Красного Знамени.


Проектирование первых подводных лодок III серии типа «Щука» велось параллельно с проектированием подводных лодок серии I «Декабрист». «Щука» представляла собой полуторакорпусную подводную лодку, ее прочный корпус был разделен на 6 отсеков. Проект разрабатывался в конструкторском бюро, которое возглавлял Б. М. Малинин. Изначально лодки проектировались как малые, они были предназначены для действий в стесненных в навигационном отношении районах Балтики. Их планировалось использовать в акватории Финского залива с его небольшими глубинами, шхерами и узкими местами. В дальнейшем по принятой в СССР предвоенной классификации лодки были отнесены к средним.

Советская подводная лодка Щ-301 «Щука» (тип «Щука», серия III) идет вдоль берега, фото: waralbum.ru

Первая серия подводных лодок типа «Щ» – серия III создавалась советскими инженерами в невероятной спешке. Эскизный проект лодки был завершен в конце 1929 года. Не дожидаясь утверждения, на Балтийском заводе приступили к созданию рабочих чертежей. При этом еще на этапе проектирования в их конструкцию вносились многочисленные изменения. К примеру, военные потребовали разместить на борту лодки запасные торпеды. Размещение на борту еще четырех торпед потребовало от конструкторов «Щуки» проявления чудес изобретательности.

Любопытным представляется тот факт, что на проект лодок типа «Щ» оказало влияние поднятие и обследование британской подводной лодки L-55, которая с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте. От этой лодки «Щукам» достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусной, с булевыми цистернами главного балласта. Английская лодка L-55 затонула в южной части Финского залива 4 июня 1919 года при попытке атаки эсминцев «Азард» и «Гавриил». В результате сноса лодки неучтенным течением она подорвалась на английском же минном заграждении. Летом 1928 года лодка была успешно поднята на поверхность, а затем восстановлена и введена в состав советского флота. При поднятии и обследовании лодки были обнаружены останки 38 английских подводников, которые были переданы британской стороне для захоронения на родине.

Тактико-технические характеристики субмарин типа «Щ» изменялись от серии к серии незначительно. Всего было построено 86 лодок шестью разными сериями. Главным образом, шло изменение характеристик лодок в сторону мощности установленных дизелей, увеличения скорости надводного и подводного хода, некоторого снижения дальности плавания. Вооружение лодок (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата и два 45-мм артиллерийских орудия) оставалось неизменным (кроме четырех лодок III серии, вооруженных одним орудием). Подводные лодки типа «Щука» имели 6 отсеков в прочном корпусе: первый и шестой отсеки были торпедными; второй – жилой (в нем же под разборным настилом из деревянных щитов находились аккумуляторы, а под ними топливные цистерны); третий отсек – центральный пост лодки; четвертый – дизельный отсек; в пятом отсеке располагались два главных электродвигателя и отдельно – два электродвигателя экономического хода.

Так как с самого начала работы над проектом новые подлодки рассматривались как массовые, основным требованием к ним была максимальная простота конструкции. Такое требование было направлено и на максимально возможное удешевление производства. В то же время это не лучшим образом отразилось на тактико-технических характеристиках «Щук». Недопустимо большим было время погружения лодок: из крейсерского положения – более минуты, а время продувки главного балласта составляло более 10 минут. Надводная скорость лодок III серии также оказалась значительно ниже той, что содержалась в спецификации – порядка 12 узлов. Размещение четырех запасных торпед в жилом отсеке существенным образом ухудшало обитаемость субмарины. Неудачной была и конструкция торпедопогрузочного устройства, в результате чего общее время погрузки боекомплекта на лодку занимало более суток. Механизмы подводных лодок издавали много шума, что демаскировало их и повышало шансы быть обнаруженными противником. Несмотря на все недостатки, проект пошел в серийное производство. Всего было построено четыре «Щуки» III серии, все четыре лодки вошли в состав Балтийского флота и несли номера от Щ-301 до Щ-304. Три из них не смогли пережить Великую Отечественную войну, до конца боевых действий дожила лишь лодка Щ-303 «Ёрш».

Помимо обозначенных недостатков у лодок типа «Щ» были и явные достоинства, которые и были подтверждены приемо-сдаточными испытаниями. К достоинствам подлодок III серии относили прочность и простоту их конструкции, хорошие мореходные качества и надежность установленных механизмов. По своим тактико-техническим характеристикам новые советские подлодки не уступили иностранным лодкам такого же класса, к примеру, французским подводным лодкам типа «Орион», которые строились одновременно с советскими подводными лодками типа «Щука».

Первые лодки III серии были заложены в Ленинграде на Балтийском заводе №189 в 1930 году (лодки Щ-301, 302 и 303), лодка Щ-304 строилась на заводе Красное Сормово №112 в Горьком (Нижний Новгород). Первые лодки вошли в состав флота в 1933 году, а всего к концу 1941 года было построено 84 подлодки, которые строились и вступали в строй следующими сериями: III серия – 4 лодки (1933 год), V серия – 12 лодок (1933-1934 годы), V-бис серия – 13 лодок (1935-1936 годы), V-бис-2 серия – 14 лодок (1935-1936 годы), X-серия – 32 лодки (1936-1939 годы), X-бис серия – 9 лодок вступили в строй уже в 1941 году, в том числе после начала войны, еще две были переданы флоту в июле 1945 года.


Подводные лодки Щ-201 (V-бис), Щ-209 (X серия) и Щ-202 (V-бис) Черноморского флота, 1943 год.

Щуки второй модификации относились к V серии и были построены в большем количестве. 12 таких подводных лодок пополнили состав Тихоокеанского флота. На место лодки переправлялись по железной дороге в разобранном виде, их конечная сборка осуществлялась уже на Дальнем Востоке. Существенных изменений по сравнению с лодками III серии они не имели, за исключением некоторых изменений корпусных конструкций, в частности, форштевню корабля был придан «океанский» наклон. Заметным отличием стала установка второго 45-мм орудия, которое затем присутствовало на «Щуках» всех последующих серий. При этом артиллерийское вооружение было слабым местом всех «Щук». К примеру, немецкая средняя подводная лодка тип VII (самый крупносерийный тип подводных лодок в ) несла на борту 88-мм артиллерийское орудие и 20-мм зенитный автомат. А советские подводные лодки типа «С» вооружались 100-мм и 45-мм орудиями. Во многом многочисленные модернизации лодок типа «Щ» были связаны с тем, что ввод в строй средних лодок нового типа «С» затягивался. Всего в строй вступила 41 субмарина типа «С», но к началу Великой Отечественной их имелось только 17.

Помимо острой потребности флота в новых подводных лодках, субмарины типа «Щ», даже не смотря на все огрехи первых серий, в оперативно-тактическом отношении считались достаточно удачными кораблями, в первую очередь по сочетанию боевых качеств и стоимости. По этой причине было принято решение развивать этот тип субмарин, постепенно устраняя выявленные в ходе эксплуатации лодок первых серий недостатки. Более того, меньшие размеры позволяли таким лодкам лучше себя чувствовать в акватории Финского залива и Черного моря, по сравнению с более крупными лодками типа «С». Не случайно последние лучше всего проявили себя в составе Северного флота, а не на Балтике.

Результатом дальнейшего усовершенствования «Щук» стали подводные лодки серий V-бис и V-бис-2. Мощность главных дизелей лодок была повышена примерно на 35 процентов, при этом их масса и габариты почти не изменились. Помимо этого была улучшена форма рулей, что позволило нарастить скорость надводного хода лодок на 1,5 узла. Также по опыту предшествующей эксплуатации лодок V серии были осуществлены улучшения отдельных механизмов и деталей субмарин. Лодок V-бис серии было построено 13. Восемь из них отправились служить на Тихоокеанский флот, три – на Черное море и две – на Балтику. В годы войны «Щуки» V-бис серии активно привлекались к решению транспортных задач в акватории Черного моря. Лодки могли принять на борт вместо запасных торпед до 35 тонн топлива, либо 30 тонн груза, либо до 45 человек с личным .


Подводная лодка Щ-201 в Туапсе

На кораблях V-бис-2 серии в очередной раз конструкторами был переработан теоретический чертеж и форма рубки субмарины. Это позволило нарастить скорость надводного хода еще на 0,5 узла, улучшив мореходность. Кормовая переборка второго отсека получила ступенчатую форму. Такое решение позволило хранить торпеды в собранном виде. Помимо этого переделали торпедопогрузочное устройство. Это был очень важный шаг, так как одновременно снизилась загроможденность отсеков лодки и уменьшилось время погрузки торпед на борт – с 25-30 часов до 12 часов. Также конструкторы изменили передачу электромотора экономического хода с шестеренчатой на ременную, что сделало ее работу бесшумной. Электродвигатели кормовых и носовых горизонтальных рулей разместили в концевых отсеках, оставив в центральном посту лишь ручное управление. Важным достижением лодок данной серии стало значительное уменьшение шумности механизмов на борту лодки, что повышало боевые возможности кораблей. Благодаря всем внесенным в конструкцию изменениям, подводные лодки V-бис-2 серии заслужили высокие оценки со стороны советских подводников. Всего было построено 14 лодок серии V-бис-2. По пять из них получили Балтийский и Тихоокеанский флот и четыре – Черноморский флот.

Самой многочисленной серией «Щук» стали лодки X серии, которых было построено сразу 32 шутки. 9 лодок получил Тихоокеанский флот, 8 – Черноморский и Северный флот, 7 – Балтийский флот. Данные субмарины выглядели наиболее экзотично за счет внедрения в конструкцию обтекаемого ограждения рубки, так называемого «лимузинного» типа. В целом же данные подводные лодки почти ничем не отличались от кораблей V-бис-2 серии. В качестве основной силовой установки на них использовались дизельные двигатели 38-К-8 Коломенского завода мощностью 800 л.с. при 600 оборотах в минуту. Скорость их надводного хода увеличилась до 14,1-14,3 узлов.

Низкий профиль новой рубки лодок X серии негативным образом отразился на увеличении ее заливаемости даже при сравнительно небольшом волнении моря, что особенно критично было для субмарин, которые служили на Северном флоте. В результате появилась еще одна серия подводных лодок типа «Щ» – серия Х-бис. Модернизационный потенциал «Щук» к тому моменту уже был почти полностью исчерпан, поэтому обновления свелись главным образом к возврату к традиционному ограждению рубки, а также к небольшим правкам в водяном трубопроводе и системе воздуха высокого давления. На ТТХ подлодок это существенным образом не отразилось. Всего было заложено 13 субмарин Х-бис серии. Из них удалось достроить 11 лодок: две еще до войны, остальные в ходе Второй мировой. Четыре подводные лодки участвовали в боях на Балтике, одна – на Черном море. Остальные подлодки действовали в составе Тихоокеанского флота. Из «европейских» «Щук» данной серии уцелела лишь одна балтийская лодка. На Тихом океане одна «Щука» серии Х-бис погибла в результате взрыва в базе. В боевых действиях против Японии участвовала лишь одна субмарина этого типа.


Погрузка торпеды на подлодку Тихоокеанского флота типа «Щука» (V-бис). Вместо кормового орудия на лодке установлен пулемет ДШК. На заднем плане видна подводная лодка типа «Щука» (X серии), фото: waralbum.ru

Внешний облик «Щук» в годы войны менялся в ходе различных модернизаций. К примеру, откидные части орудийных площадок со временем заменялись постоянными и оснащались релингами. По накопленному опыту плавания в битом льду на части субмарин были демонтированы наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второй 45-мм пушки на части субмарин устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК, при этом на Тихоокеанском флоте наряду со стандартной тумбовой установкой встречались и самодельные. В годы Великой Отечественной войны некоторые подлодки успели получить гидролокаторы «Асдик» («Дракон-129»), а также специальное размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Всего в СССР было построено 86 средних подлодок типа «Щука» разных серий. Из них 31 субмарина погибла в годы Великой Отечественной войны, что составляет 36 процентов от их общего количества или 69 процентов от числа субмарин, которые воевали на европейском театре военных действий. Потери были очень существенными. В какой-то мере это объяснялось активным использованием данных подлодок в боях, а также тяжелейшими условиями для подводников в акватории Финского залива, где многие советские лодки стали жертвами минных заграждений противника.

При этом, несмотря на не самые высокие тактико-технические характеристики, подводные лодки типа «Щ» показали себя грозным и результативным оружием. На Севере они сумели потопить 6 боевых кораблей и транспортов противника торпедным оружием, а также повредить один транспорт (не взорвалась торпеда). На Балтийском море «Щуки» торпедами смогли потопить одну подводную лодку противника, а также 17 транспортных и боевых кораблей. Еще пять кораблей были серьезно повреждены. На Черном море лодки типа «Щ» записали на свой торпедный счет 12 транспортов и боевых кораблей противника, еще два корабля были серьезно повреждены. При этом 9 транспортов им удалось потопить своим артиллерийским вооружением.

Тактико-технические характеристики лодок типа «Щука» X серии (наиболее многочисленной):
Водоизмещение: надводное – 584 тонны, подводное – 707,8 тонны.
Габаритные размеры: длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м, осадка – 4 м.
Силовая установка – два дизеля 38-К-8 мощностью 2х800 л.с. и два главных гребных электродвигателя мощностью 2х400 л.с.
Скорость хода: надводная – 14,3 узла, подводная – 8,1-8,3 узла.
Скорость экономического хода: надводная – 7,9 узла, подводная – 2,6 узла.
Дальность плавания (нормальный запас топлива) – до 2580 миль (надводный ход), до 105 миль (подводный ход).
Глубина погружения: рабочая – 75 м, предельная – 90 м.
Вооружение артиллерийское: 2х45-мм пушки 21-К и 2х7,62-мм пулемета.
Торпедное вооружение: 4х533-мм носовых торпедных аппарата и 2х533-мм кормовых торпедных аппарата, общий запас торпед – 10 штук.
Автономность плавания – 20 суток.
Экипаж – 37-38 человек.

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/45193
http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/sh%20X/list.htm
http://techno-story.ru/articles/fleet/618-shatype
Материалы из открытых источников

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула".

"Ревущие коровы"

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом. До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: "Танго", "Фокстрот", "Новембер"… А между собой американцы называли их не иначе как "ревущие коровы", утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" оказались тише заокеанских "Лос-Анджелесов".

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию "Красное Сормово" на создание титановой лодки проекта 945 "Барракуда".

Головная "Барракуда" К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше - 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как "Сьера". "Барракуды" сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог - "Лос Анджелес" практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают. Хотя в конструкторском бюро "Лазурит" были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Мотивация для создания стального двойника "Барракуд" была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями. То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на "Красном Сормово" довели до совершенства - во внимание не приняли. Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор.

Тем не менее Ленинградское СКБ-143 "Малахит" получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945. Проект 971 клоном "Барракуды" не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок - "Лазуритом", "Малахитом" и "Рубином", существовала сильная конкуренция. Каждое предприятие шло своим путем. Стальная "Щука-Б" мало в чем уступила титановой "Барракуде".

Давно не секрет, что проектирование лодки начал главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ "Щука", также спроектированный в "Малахите". Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало проект 971 "Щука-Б"?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров. Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж. Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом. Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов "Щука-Б" было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм. Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм - всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто "Щуки" имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на "Щуках-Б" имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей - "Щукой".

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое - со 130 до 73 человек. Для сравнения, у "Лос-Анджелеса" 121 член экипажа.

В поздних модернизациях "Щуки-Б" оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971. Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске. За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать - по семь на каждом заводе. Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось.

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

"Кошки"

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в конце 1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н. Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя "Пантера" в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников. В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа "Барс". Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная "кошачья стая", по аналогии с немецкой подводной "волчьей стаей" времен Второй мировой войны.
Впрочем, наряду со звучными и грозными "Барсами", "Тиграми", "Леопардами", "Пантерами" проектам 971 давались и водоплавающие имена: "Дельфин", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Морж". Есть "Волк", "Вепрь". Был даже "Дракон", который позднее переименовали в "Самару".

Первая же "Щука-Б", начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: "Акулой". Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно. 15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное - "Акула". В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004 исключена из боевого состава флота. В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес"

Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа "Ясень". Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом. В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является "Ясень", России вроде бы и не нужны. Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 "Кугуар" и К-333 "Рысь" были использованы при строительстве стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура "Юрия Долгорукого".

Последняя из проекта 971 лодка - К-152 "Нерпа" была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем "Чакра".

Многоцелевые "Щуки" и "Щуки-Б" хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.

Основные ТТХ АПЛ пр.971:

АПЛ "Тигр", пр. 971 Размеры: 110 х 14 х 9 м
Водоизмещение: 8.140 / 12.770 т
АЭУ: реактор ОК-650Б (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Скорость: надводная 11,6/ подводная 30 узлов
Грубина погружения рабочая: 520 м
Грубина погружения максимальная: 600 м
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Вооружение: 4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Серия:
К-284 "Акула" (1984)
К-263 "Дельфин" (1985)
К-322 "Кашалот" (1986)
К-391 "Братск" (1987)
К-331 "Нарвал" (1989)
К-419 "Морж" (1992)
К-267 "Дракон" (1996)
К-480 "Барс" (1989)
К-317 "Пантера" (1990)
К-461 "Волк" (1992)
К-157 "Вепрь" (1996)
К-328 "Леопард" (1993)
К-154 "Тигр" (1994)
К-335 "Гепард" (1998)
К-337 "Кугуар" (2001)
К-333 "Рысь" (2001)
К-152 "Нерпа" (2002)

Многоцелевые АПЛ, проект 971 "Щука-Б"

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.
Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х гг. разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках третьего поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".
В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Подводная лодка 971 -го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж: и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля:
монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офицера) , что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50 000 л. с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения - два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.
На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.
Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.
В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также КР типа "Гранат".
Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.
В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.
По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

Загрузка...