Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.
16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.
Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.
Важно! : правильная подготовка и проведение таинства.
Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.
Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.
Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.
Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.
Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.
Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.
К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.
Основание пустыни
Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.
Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.
С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.
Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.
Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.
Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».
Семнадцатый век
Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.
Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.
Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.
Восемнадцатый век
Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.
Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.
Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:
- периодически лишалась самостоятельности,
- приписывалась к другим монастырям,
- лишалась содержания.
В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.
Девятнадцатый век
Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.
Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.
Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.
Современная жизнь обители
Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:
- В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
- Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
- Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
- Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
- Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.
Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.
Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.
Святой источник
На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.
В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.
В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.
После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.
Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.
Полезное видео
Подведем итоги
Пять веков прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь за свою историю был безмолвным свидетелем многих событий. С возрождением этой обители ее пламя разгорелось с новой силой.
Известен как основатель монастыря Давидова Пустынь. Посещение русских монастырей благотворно влияет на душевное спокойствие человека. Но паломнические поездки не всегда излечивают физические недуги, об этом постоянно напоминают священники. Порой необходимо обратиться к квалифицированному специалисту за консультацией и помощью.
Чтобы из Талежа добраться до монастыря, придется сделать изрядный крюк – вернуться к Симферопольской трассе, пересечь ее в направлении Чехова и на развилке проехать прямо по указателю “Новый Быт”. Хотя, в последнее время, появились и знаки, указывающие на монастырь. По опыту, если вам нужно найти какой-то монастырь, а его местоположение известно лишь приблизительно, то следует ориентироваться на советские названия типа “Юность”, им. Коминтерна, “Льва Толстого” или, как в этом случае, “Новый быт”.
Дорога сделает петлю, вновь пересечет федеральную трассу М3 , но без развязки – в этом месте нельзя ни выехать на Симферопольское шоссе, ни съехать с него.И лишь примерно через 15 км мы доберемся до монастыря, стоящего на высоком холме над Лопасней.
Монастырь основал ученик знаменитого Иосифа Волоцкого, монах по имени Давид. Мирское имя его было Даниил, и был он родом из князей Вяземских. Давид был монахом Пафнутьева Боровского монастыря в течение 40 лет. В 1515 году он ушел из прежней обители дабы основать свой собственный монастырь.
Давид устроил обитель в соответствии с идеями своего духовного наставника Иосифа Волоцкого, создателя учения иосифлянства или “стяжательства”: суровый устав, немалое богатство, широкая благотворительная деятельность. По таким же принципам действовал и Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный самим Иосифом в 1479 году. Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость церковного богатства следующими словами: “Надобно храмы строити и церковные сосуды, и книги, и братию кормити. И нищим, сирым, убогим, мимоходящим давати и кормити”. В споре между иосифлянами и их противниками – нестяжателями победили первые.
Древнейшие храмы монастыря, построенные при Давиде, не сохранились до наших дней. Они были освящены во имя Вознесения, Успения Богоматери и св.Николы. Самым старым сооружением в монастыре является Вознесенский собор, строившийся в 70-80-е годы XVII века на месте более ранней каменной церкви, начатой во времена Ивана Грозного, но так и не достроенной.
Следующей церковью времен Давида, перестроенной в камне, стала надвратная Успенская церковь 1740 г. Врата как таковые уже не существуют – их арка заложена кирпичом. Сохранился узкий, забранный железной дверью проход, закрытый на здоровенный амбарный замок.
Теперь в монастырь заходят не с севера, а с запада через арку надвратной колокольни.
Монастырская колокольня была выстроена на месте прежней, разобранной “за ветхостию” в 1843-45 года. Массивная башня, возведенная в русско-византийском стиле, немного напоминает Ивана Великого. Высота колокольни около 70 метров, ее хорошо видно даже с трассы М3. К великому сожалению не сохранились колокола, отлитые в 1848 году весом 3,3 тонны, и в 1892 году весом 11,2 тонны.
Монастырский ансамбль являет собой весьма живописное зрелище благодаря разнообразной архитектуре и яркой окраске церквей.
Одна из старейших в Давидовой Пустыни Никольская церковь с трапезной была перестроена в 1804 году. Арочный переход соединяет ее с собором.
С запада к комплексу из Вознесенского собора и Никольской церкви примыкает храм Знамения, выросший из часовни, построенной над могилой прп Давида.Знаменская церковь розового цвета видна в центре фото.
Когда то за алтарем собора находилось монастырское кладбище. В советское время оно разделило участь всего монастыря. Но если храмы, пусть и оскверненные, все же сохранились, то от могильных плит ничего не осталось. Совсем недавно – в 2002 г – удалось обнаружить утерянную в 50-е гг. прошлого века могилу героя Отечественной войны 1812 г.генерала Дохтурова. Дмитрий Сергеевич Дохтуров, умер в 1816 году и был похоронен на монастырском кладбище.
Раз уж был затронут вопрос о могилах, то следует упомянуть о похороненных в монастыре бизнесмене, активно занимавшимся благотворительностью и убитым по заказу конкурентов, главе администрации Чеховского района, также умершем не своей смертью и найденном мертвым в своей келье архимандрите монастыря отце Германе (Хапугине). Снимать их роскошные надгробия я не стал, но в памяти всплыли разговоры о “бандитских деньгах”, на которые якобы восстанавливали монастырь.
Видно, что средства здесь были вложены немалые.Сквозь окна новой трапезной видна роскошная отделка главного зала,увенчанного вызолоченной главой церкви Всех Святых 1913 г.
Такое же благолепие и благочиние видно и в узорочных настоятельских покоях.
и в соседнем храме Всемилостивейшего Спаса, возведенном на рубеже позапрошлого и прошлого столетий в русско-византийском стиле.
Возможно все это выглядит несколько “зареставрированным”, но по моему монастырь от этого только выигрывает. Это куда лучше, чем “мерзость запустения”.
Вознесенская Давидова Пустынь отличается очень “душевной” атмосферой. Здесь нет суеты, толп паломников и любопытствующих, ряженых казачков на входе. Сюда люди приходят к Богу. Монастырь отличается тишиной, спокойствием и полным отсутствием негатива,который иногда ощущаешь в запретах на фото, косых взглядах и т.п. Южнее Лопасни течет речка Серпейка, впадающая в Нару. Серпейка дала имя нашей следующей цели к югу от Москвы – городу .
Большое спасибо Sapozhnik 1, выложившему в сети фото Давидовой пустыни 1987 года.
Татьяна Афанасьева
Мы тысячу раз проносились мимо указателя на Давидову пустынь и Талеж по дороге в Москву, и каждый раз я думала, что Талеж на удивление сказочно звучит — надо бы съездить. И обязательно зимой — чтоб небо синее, лес в белых одеждах, мороз-воевода… и минимум паломников. А ещё мне казалось, что Давидова пустынь и Талеж — это одно место. Оказалось, что не совсем:)
Сначала едем в Вознесенскую Давидову пустынь. Географически это село Новый Быт в Чеховском районе Московской области. Это там на высоком берегу реки Лопасни стоит мужской монастырь — удивительно яркий, жизнерадостный, «с иголочки». Подъезжаем и видим, что парковка забита. Вот тебе и зима, мороз, мало паломников:)
Обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем.
Давид пришел на это место с двумя монахами и с двумя послушниками. С собой он принёс икону Знамения Богоматери. Сначала были возведены два деревянных храма и посажена липовая роща, после начались активные богослужения и чудеса (как говорят).
Да и саму липовую рощу приравнивают к чудесам. По преданию, Давид сажал все деревья корнями вверх, и все они прижились! С Божьей помощью, конечно:)
При входе в монастырь — карта. На ней всё подробно расписано, территория небольшая: шесть церквей, колокольня, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки.
Рассмотреть карту в деталях вы можете в фотогалерее (я загрузила).
Нынешняя 70-метровая колокольня, а она является доминантой Давидовой пустыни, была построена в XIX веке на месте старой. Было время, когда створки её ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Они открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи и назывались в народе Вознесенскими вратами.
От колокольни до Вознесенского собора (тот, что белого цвета) вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов. Думаю, её обязательно восстановят.
После переворота 1917 года обитель была поругана и разграблена, все кресты скинуты, иконы сожжены, а настоятель и братия репрессированы. На территории разместился сельхозтехникум, гаражи и склады, а на колокольне водрузили красное знамя. На старых фотографиях всё печально — дырявые купола, выщербленные стены, заколоченные окна, дикие заросли…
Фото Александра Чеботаря. Март 1987 года.
К нормальной жизни обитель вернулась только в 1995 году. И когда сейчас смотришь на всё это благолепие, сложно представить, что могло быть как-то по-другому. Даже сказочные лебеди в пруду плавают!
Мы заглянули всего в два храма — в Знаменскую церковь и в Собор Всемилостивого Спаса. В первом удивило количество ковчегов с мощами (преподобного Давида в том числе), во втором застали генеральную уборку — десятки послушников, галдёж, звон вёдер, хаос церковной утвари. При входе в обитель меня естественно обязали надеть юбку-фартук.
Вот казалось бы, к верующим я себя не отношу, а монастыри люблю. Какая-то в них особая атмосфера и архитектурная красота. Посещаю редко, но по велению души.
Монастырь, кстати, мужской (12 насельников и игумен Сергий (Куксов).
Знаменская церковь (самая яркая с маленьким чёрным куполом, в центре ансамбля) была построена в 1867—1870 годах. Создаётся ощущение, что она, Никольская церковь и Собор Вознесения Господня — это единое целое, потому как храмы пристроены друг к другу.
Границы между церквями подчёркивает цвет. Знаменская — ярко-жёлтая, справа от неё — белоснежный Собор Вознесения Господня, слева — Никольская в лимонных тонах. Если зайти с обратной стороны, то Знаменскую уже не видно, зато две других предстают в полной красе.
Строительство Собора Вознесения Господня началось в XVI веке, ещё при Иване Грозном. Храм в честь святителя Николая Чудотворца основали намного позже — в XVIII веке.
По соседству с ансамблем из трёх храмов — Собор Всемилостивого Спаса, освященный 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).
Рядом — Храм Всех Святых в трапезной . Он построен незадолго до начала Первой мировой войны. Это был последний из храмов, возведённый на территории Давидовой пустыни.
Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1740 году над северными воротами обители (на фото самая крайняя слева).
В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, в том числе частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частица главы святого благоверного князя Александра Невского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи святых Вифлеемских младенцев; мощи великомученика Пантелеимона, а также частица Гвоздя Распятия Христова.
Говорят, преподобный Давид после смерти начал являться во снах разным людям и вершить настоящие чудеса, избавляя от болезней всяких и напастей.
Поэтому и зимой, и летом к нему идут и идут люди:) Снимать внутри храма нельзя, но кому-то, очевидно, можно:) Фото из инета.
В обитель едут паломники и другого толка. Здесь очень необычный некрополь…
Надписи на старых надгробиях почти не разобрать. Всё очень скромно, как и подобает. Вообще удивительно, что этот камень сохранился. Кладбище практически полностью было разорено в советские годы.
Останки всех монахов и настоятелей были захоронены в братской могиле уже после возрождения обители.
В своё время здесь были погребены полководец генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.
Могилу героя войны 1812 года Дохтурова не так давно восстановили.
И что меня несказанно удивило, Дохтуров оказался нашим земляком, уроженцем Тульской губернии.
Информация с официального сайта Давидовой пустыни: Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 сентября 1759 г. в Тульской губернии, в селе Крутом, в семье мелкопоместных дворян.
Окончив в 1781 году Пажеский корпус в Петербурге, поступил на военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1784 году Дмитрий Сергеевич был пожалован в чин капитана и принял командование егерской ротой. Вместе со своим отрядом участвовал в войне со шведами, отличился в Роченсальмском морском сражении, за что был удостоен награждения золотой шпагой с гравировкой «За храбрость».
В начале войны 1812 года он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Дохтуров позиций не сдал, Кутузов встретил его словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».
За сражение под Малоярославцем (картина как раз про это) Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени. Вот как охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны 1812 года:
«Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем».
Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве народов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.
По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.
Умер Дохтуров 14 ноября 1816 года, после чего был погребен в монастыре Давидова Пустынь, расположенном в Серпуховском уезде Московской губернии. (Источник www. davidova-pustyn.ru)
И вот тут бы самое время закончить рассказ про монастырский некрополь, но там есть ещё два захоронения, которые прочно связаны с «молниеносной реставрацией» Давидовой пустыни. Одно из них принадлежит Антону Малевскому, алюминиевому королю России и лидеру Измайловской преступной группировки, парашют которого не раскрылся в небе над Кенией в ноябре 2001 года…
Второе — Геннадию Недосеке, известному как «Гена Большой», бывшему главе Чеховского района, сгоревшему в своем «Хаммере» в ноябре 2004 года при очень странных обстоятельствах. Известно, что Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных в лихие 90-е. Честно говоря, не хочется перечислять все его заслуги (обо всем можно почитать здесь iz.ru/news/296294).
На могиле чёрная плита со стихами Звездинского.
На официальном сайте монастыря есть страничка, посвящённая Недосеке: «Трагическая смерть Главы стала большой потерей для Чеховского района. По словам тогдашнего Губернатора Московской области Громова Б. В., за время руководства муниципалитетом Геннадий Недосека сделал много хороших дел и вывел район в один из самых успешных по региону, пользовался огромной любовью и уважением чеховцев, активно участвовал в восстановлении православных святынь Чеховского района, и прежде всего — монастыря Вознесенская Давидова пустынь».
В иконной лавке стоит короб для сбора средств заключённым. И лично для меня во всём этом нет ничего не логичного. В этом вся Россия: Бог всё простит, он всесилен, всеобъемлющ и один на всех.
Чтоб вы знали, у заключённых есть своя покровительница — Великомученица Анастасия Узорешительница, день памяти которой 4 января. Частица её мощей есть в Давидовой пустыни.
Обязательно загляните в «дом птиц» недалеко от иконной лавки. Там свои авторитеты, и такие жиробасы семечки грызут! Синицы, снегири, свиристели, зяблики… Они летают, но с очень большим трудом. При нас один круглый снегирь под лавку буквально закатился:)))
Кстати, Давидову пустынь любил и неоднократно посещал Антон Павлович Чехов (правда было это в иные, более чистые и честные времена). Не знаю, где сделано это фото (точно не в посёлке Новый Быт), но в такого Чехова я бы с радостью влюбилась
Вот что Антон Павлович писал другу семьи Петрову, приглашая его в гости в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».
А ведь, правда, красивая!
Недалеко от монастыря, в небольшом селе Талеж находится святой источник, освящённый в честь преподобного Давида. Как сказал нам охранник: «Если напрямки, то всего-то километра четыре. Но сейчас сугробы по пояс, так что вы лучше на машине езжайте».
Талеж хорош, даже если не верить ни в какие священные купания и исцеления. Только представьте, что в глубине леса, под крутым холмом тонкой нитью бежит речушка, вычерчивая сложные узоры, огибая деревья, часовенки и купальни. Место реально чудесное и несуетное. Если в картинках, то так:)
Расположен Талеж на речке с красивым названием Смородинка. По рассказам старожилов, здесь на землю выходят семь родников, питающих речку, и можно увидеть блуждающие разноцветные огоньки (магия!).
Талежский родник называют также Веницей — от древнеславянского «венница», что значит свадьба, венчание. И снегомужик справа как бы намекает... :)
Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Императрица Екатерина Великая, возвращаясь из Крыма, остановилась переночевать в этих местах, а уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности Талежа стали называть Нерастанными.
Говорят, что в Талеже находился и последний конный привал войска Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. А что? Вполне может быть:) Сомневаюсь, что последний, но для привала место просто создано.
Рядом с источником и звонница есть. Имели удовольствие слышать. Когда стоишь посреди заснеженного леса, впечатление очень сильное!
В Талеже две купели: мужская и женская. Boдa и зимoй, и лeтoм +4 гpaдyca. Зимой желающих окунуться было не так уж и много:)
Воде приписывают целебные свойства. Считается, что её воздействие благотворно для страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Хотите - верьте, а хотите - проверьте:) Но то, что вода кристально чистая, мягкая и вкусная, подтверждаю.
Учтите, пoнeдeльник нa пoдвopьe — caнитapный дeнь, и вообще у источника есть свой режим работы — с 8.00 до 21.00. Звучит, конечно, странно, но источнику это только на пользу. Повсюду просто идеальная чистота.
В Давидову пустынь можно добраться и своим ходом: сначала до Чехова на электричке, а потом на автобусе № 36 до остановки «Новый Быт» (ходит часто). До Талежа c железнодорожной cтaнции в Чехове xoдят мapшpyткa и aвтoбyc № 25 (ocтaнoвка «Taлeж»).
Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь - мужской монастырь, расположенный на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.
Основан 31 мая (10 июня) 1515 года преподобным Давидом(†19 (29) сентября 1529), о чём сделана запись в монастырском синодике1602 года, однако, из-за некоторых несоответствий в записи, указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности.
Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, он почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в . На тот момент основатель монастыря преподобный Пафнутий Боровский был еще жив.
Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.
Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители — гаражи и склады.
В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском — спортивный зал, в храме Всех Святых — столовая. На колокольне водрузили красное знамя.
Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов хоронили мирян (например, князей Оболенских и героя войны 1812 года генерал Дохтуров), было в середине 50-х годов 20-го века уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума.
Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всехсвятском храмах.
В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.
В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая литургия.
1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман был возведён в сан игумена.
В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.
Чуть позже восстановили колокольню, трапезный храм во имя Всех Святых, интерьеры и иконостасы храмов, пруд по середине монастыря.
В Пасхальные дни 2005 г. монастырь отметил 10-летие возрождения монашеской жизни. Восстановленная обитель — плод подвижнического усердия братии во главе с настоятелем архимандритом Германом и помощи многих благотворителей. Она стала подлинной жемчужиной Лопаснинского края.
А уже 26 июля того же года случилось несчастье: в своей келье был найден убитым настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа архимандрит Герман.
Архимандрит Герман, в миру Хапугин Вячеслав Николаевич, родился 30 апреля 1965 г. в семье рабочих. По окончании средней школы работал в Орехово-Зуевском швейном объединении; в 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии.
Церковную деятельность начал в 1985 году псаломщиком . В 1987 году принял монашеский постриг с именем Герман в честь преподобного Германа Аляскинского.
В последний раз послушники видели настоятеля накануне вечером, на утренней службе в храме отец Герман не появлялся. Но забеспокоились служители лишь ближе к обеду. Ведь настоятель часто бывал в разъездах.
Тело 40-летнего отца Германа со связанными руками и черепно-мозговой травмой было обнаружено послушником в келье монастыря. Вещи в келье монаха были разбросаны, а сейф, находившийся там же, вскрыт. Убийцы пришли к отцу Герману в предрассветный час. Преступники связали священника электропроводом от вентилятора, который отец Герман постоянно включал в келье из-за духоты и пытали его в течение нескольких часов, проломив голову после того, как получили ключ от сейфа. Небольшой металлический ящик был пуст.
Сколько денег похитили преступники, установить так и не удалось т.к. в сейфе хранились пожертвования прихожан. При этом на стенах кельи висело несколько икон старинного письма, представляющих немалую ценность, было несколько очень дорогих золотых и серебряных наперсных крестов, часть из которых украшена бриллиантами, а в одном из ящиков письменного стола убитого лежали пять тысяч долларов. Все это осталось нетронутым, что лишний раз подтверждает — целью налета был сейф, значит там лежало — что-то очень ценное или огромная сумма денег.
Двое подозреваемых в убийстве появились спустя два часа после обнаружения трупа. 20-летний бывший повар монастыря и 34-летний местный житель сознались в убийстве отца Германа. На самом же деле, двое мужчин были задержаны не за убийство, а за мародерство у трупа. Действительно, в день убийства оба мужчины оказались неподалеку от места преступления, у одного из них вроде бы нашли деньги, которые могли быть похищены из казны. Впрочем, установлено, что повар и его приятель отца Германа не убивали.
Следствие рассматривало две версии преступления: ограбление и месть после конфликта личного характера. В пользу первой говорил тот факт, что священник распоряжался материальными средствами обители. Убийство из мести могло быть совершено отлученным от церкви подопечных архимандрита Германа.
Преступление так и осталось нераскрытым.
Отец Герман погребен на монастырском кладбище, за алтарем Никольского храма. Кроме того, на территории монастыря похоронены: Геннадий Недосека – преступный авторитет, а по совместительству глава Чеховского района, погибший при невыясненных обстоятельствах, незадолго до убийства отца Германа и Антон Малевский — лидер известной Измайловской ОПГ и директор завода по переплавке металлолома. Эти люди вносили самые большие пожертвования на восстановление пустыни и все умерли не своей смертью.
6 октября 2005 года настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни был назначен архимандрит Роман (Гаврилов).
Вход на территорию монастыря.
Панорама Вознесе́нской Дави́довой пу́стыни.
Колокольня Вознесенской Давидовой пустыни, 1842-1845.
Настоятельский корпус.
Собор Вознесения Господня. Сооружен в 1676-1682 при помощи патриарха Иоакима на основе недостроенного храма конца XVI века.
На заднем плане Вознесенский собор. На переднем плане церковь Иконы Божией Матери Знамение - храм в псевдорусском стиле, пристроенный с северо-запада к Вознесенскому собору. Сооружен в 1865-1870 попечением архимандрита Иосифа над могилой преподобного Давида.
Собор Спаса Всемилостивого, 1900. Большой пятиглавый храм в псевдорусском стиле, стоящий в линии северной стены монастыря. Сооружен попечением архимандрита Валентина.
Церковная лавка и северо-западная башня ограды монастыря.
Церковь Всех Святых, при новом трапезном корпусе, 1899.
Церковь Николая Чудотворца в стиле классицизма, пристроенная с севера к Вознесенскому собору. Сооружена попечением игумена Арсения в 1804 на месте придела XVII века, служила зимним храмом.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, типа восьмерик на четверике в духе московского барокко по центру северной стены ограды монастыря. Сооружен как надвратная церковь.
Юго-восточная башня ограды монастыря.