Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Типовая структура, схемы, процедуры локального экологического мониторинга и мониторинга источников загрязнения окружающей среды
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Организация и задачи локального экологического мониторинга При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них) Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о местных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации аварийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процесса, устраняющего возможность таких загрязнений
4 слайд
Описание слайда:
Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды
5 слайд
Описание слайда:
Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд таких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Часто выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма сложной задачей, которая не может быть решена однозначно. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
При разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района иногда необходимо: - детально изучить состояние загрязнения атмосферы в целях выделения районов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения; - уточнить распределение по территории города основных и некоторых специфических вредных веществ, наблюдения за которыми ранее не проводились; - уточнить правильность расчета полей максимальных концентраций при разработках нормативов ПДВ, особенностей переноса вредных выбросов на десятки, а иногда и сотни километров от источника и изучения взаимного влияния отдельных промышленных центров на крупный промрайон.
8 слайд
Описание слайда:
Программа должна включать следующие работы: 1.Уточнение характеристики выбросов промышленных предприятий и автотранспорта (перечень предприятий, подлежащих обследованию; веществ, выбросы которых должны определяться; автомагистралей для определения характеристик движения с указанием периода обследования и их частоты). 2.Изучение метеорологического режима (определение метеопараметров, за которыми должны осуществляться наблюдения, сроков проведения наблюдений, указание точек наблюдений на карте-схеме). 3.Определение программы наблюдений: - установление количества стационарных постов и дополнительных точек наблюдений с указанием их местоположения на карте-схеме города, - составление перечня подлежащих контролю веществ и сроков наблюдений, - перечня предприятий, в районе которых будут проведены подфакельные наблюдения, с указанием расстояний и количества точек наблюдений, сроков наблюдений и веществ, концентрации которых будут определяться. 4.Сбор медико-биологических сведений (составление перечня показателей мест обследования и т.п.), который проводится в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения РФ, а также со специальными программами по изучению влияния загрязнения атмосферы на состояние здоровья населения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Общие понятия о мониторинге окружающей среды Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).
3 слайд
Описание слайда:
Общие понятия о мониторинге окружающей среды Слово «мониторинг» происходит от латинского monitor - предостерегающий. Экологический мониторинг - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.
4 слайд
Описание слайда:
Общие понятия о мониторинге окружающей среды Задачами мониторинга являются: количественная и качественная оценка состояния воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, почвенного покрова, флоры и фауны, контроль стоков и пылегазовых выбросов на промышленных предприятиях; составление прогноза о состоянии окружающей среды; информирование граждан об изменениях в окружающей среде.
5 слайд
Описание слайда:
Общие понятия о мониторинге окружающей среды Основными функциями мониторинга являются контроль качества отдельных компонентов окружающей природной среды и определение основных источников загрязнения. На основании данных мониторинга принимаются решения для улучшения экологической ситуации, сооружают новые очистные сооружения на предприятиях, загрязняющих землю, атмосферу и воду, изменяют системы рубок леса и сажают новые леса, внедряют почвозащитные севообороты и т. д.
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.
8 слайд
Описание слайда:
Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей: оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
9 слайд
Описание слайда:
Виды и методы мониторинга 1. Биологический (с помощью биоиндикаторов - определение биологически значимых нагрузок по реакции на них живых организмом и их сообществ). В качестве индикатора выбирается тот вид, который имеет узкую амплитуду экологической толерантности по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно это растения, ибо они не способны к активному перемещению). 2. Дистанционный (авиационный, космический). Отдельно рассматривается мониторинг или скрининг, состояния здоровья населения.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
Устойчивость растений к различным загрязняющим веществам различна. Очень чувствительны к низким концентрациям в воздухе двуокиси серы лишайники, хвойные, пшеница, хлопчатник, салат-латук, ячмень, табак; стойкие к воздействию - кукуруза, картофель, роза. Лишайники реагируют особенно чутко: сначала исчезают кустистые, потом листовые и, наконец, накипные виды. Хвоя сосны в зонах сильного загрязнения диоксидом серы приобретает темно-красную окраску, которая распространяется от основания иглы к ее острию; игла отмирает и опадает, просуществовав всего один год. У злаков вследствие воздействия диоксида серы на листьях появляются светло-коричневые или белесоватые полосы по обеим сторонам центральной жилки, сохраняющей зеленую окраску.
12 слайд
Описание слайда:
Различают три уровня территориального охвата современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); глобальный (биосферный, фоновый),
13 слайд
Описание слайда:
14 слайд
Описание слайда:
А также можно выделить - - импактный - проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ. - базовый - это слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.
15 слайд
Описание слайда:
В основных структурных элементах окружающей среды ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующих наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ: в атмосферном воздухе - оксидов углерода, азота, серы, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бенз(а)пирена; в поверхностных водах - нефтепродуктов, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель pH; в биоте - тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.
16 слайд
Описание слайда:
Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля излучения. Контролируются, прежде всего, зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов.
17 слайд
Описание слайда:
Основными направлениями для изучения глобального мониторинга в нашей стране является изучение: глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся повсеместно, например, изменений климата; эффектов, связанных с распространением загрязнений на большие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закисление почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы; результатов антропогенных воздействий, которым свойственна большая инерционность эффекта, например эффект накопления хлорорганических пестицидов.
18 слайд
Описание слайда:
Государственный экологический мониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для: разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений; целевых программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий; предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС. Результаты экомониторинга природной среды включают в содержание отраслевых кадастров природных ресурсов и используют их для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
19 слайд
Описание слайда:
Проблемы мониторинга В процессе проведения всевозможных исследований возникают некоторые проблемы и недостатки: -атмосферный воздух. Его не учитывают как природный ресурс, поэтому контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. А тем временем, отмечается снижение содержания кислорода в воздухе, что нарушает нормальное клеточное дыхание живых организмов; -водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного Водного кадастра. Но, несмотря на то, что учет водных ресурсов и наблюдение за режимом вод ведутся по единой системе, происходят значительные расхождения в величинах одних и тех же показателей, представленных различными ведомствами;
20 слайд
Описание слайда:
Проблемы мониторинга -земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется государственными землеустроительными органами. В результате перераспределения земель наблюдается выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества; -биологические ресурсы. В этом случае проводится учет только охотничьих и промысловых животных. Проблемой мониторинга является то, что в настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны. Работы по изучению и картографированию запасов растений ведут научно- исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. Однако не определены запасы трав в пределах ареалов, недостаточны сведения о существующих районах их размещения, а все это не позволяет говорить о существовании на данной территории мониторинга.
21 слайд
Описание слайда:
Вывод Ведение экологического мониторинга позволяет количественно оценить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятельность человека. Оно же позволяет увидеть и положительные результаты природоохранных мероприятий и тем самым понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Сущность природопользования не в том, чтобы поставить природу себе на пользу, а в определении, какой образ жизни вести и в каких формах осуществлять деятельность, чтобы принести природе пользу, участвуя в восстановлении природных систем, в совершенствовании, гармонизации отношений человека и биосферы.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Данная система охватывает все потенциальные источники загрязнения, представляющие опасность для работающего персонала и окружающей среды, а также проживающего вокруг объекта населения.
Ее основные функции сводятся к следующему:
1) сигнализация о превышении допустимого уровня (обнаружение) и измерение концентраций вредных веществ (определение) в контролируемых средах вблизи источника загрязнения, а также в зоне промплощадки и в СЗЗ;
2) обнаружение мест утечек опасных веществ в ОС и формирование исходных данных для прогноза об их распространении в случае аварии;
3) контроль технических параметров природоохранного оборудования и сооружений, а также других экологическизначимых параметров технологических процессов;
4) диагностика и контроль рабочих характеристик элементов самих контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), а также средств обработки и отображения информации;
5) обработка, систематизация, протоколирование, отображение и хранение полученной аналитической информации (в т.ч. с использованием программно-аппаратных средств компьютерной техники);
6) формирование и передача информации диспетчеру предприятия на центральный пульт управления (ЦПУ) или в главный компьютер, а также на вышестоящий уровень ЕГСЭМ - в локальную или региональную подсистему мониторинга.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Структура системы автоматического приборного контроля (АПК) объекта - многоуровневая, функционально-иерархическая. В ней выполняется соподчиненность процессов возникновения, обработки, передачи и отображения информации о загрязнении ОС на объекте и за его пределами, а также осуществляется управление этой информацией на каждом уровне иерархии и связь между ними. Она включает в себя 3 уровня.
На первом уровне находятся датчики, автоматически отбирающие пробы, формирующие первичные аналитические сигналы о появлении загрязнения в контролируемой среде (воздух, воды, твердые поверхности) и преобразующие их в электрические сигналы, удобные для передачи на другие уровни подсистемы или моментального их отображения по месту установки датчика в соответствующем виде (световой или звуковой сигнал опасности). Датчики различаются своими функциональными особенностями и устанавливаются в непосредственной близости от контролируемого источника загрязнения или с учетом направления воздушных, либо водных, потоков на маршрутах движения или в точках нахождения и работы персонала.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Второй уровень - это уровень местных пультов управления датчиками (локальных компьютеров) и щитов (мониторов) промежуточного отображения сгруппированной и частично обобщенной информации от нескольких датчиков, решающих одну и ту же задачу или контролирующих одну зону (помещение). Местные пульты управления датчиками являются источниками команд для них (одновременно могут служить сигнальным щитом), а щиты промежуточной информации отображают собранные в одном месте сигналы от всех однотипных датчиков одного или нескольких автоматических приборов контроля. Сигнальные щиты (мониторы) обычно размещаются на рабочем месте начальника смены или участка, а местные пульты, как правило, вообще выносятся из рабочей зоны в помещения КИПиА.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Третий уровень - центральный пульт управления хранения, обработки и отображения всей информации, оснащенный главной ЭВМ и мнемосхемой - сигнальной "картой" размещения и состояния всех датчиков. На ЦПУ диспетчером (вручную), программно-приборным управляющим комплексом или центральным компьютером (автоматически) осуществляется управление всей системой мониторинга объекта. Сюда же поступают по соответствующим линиям (каналам) связи сигналы о наличии в контролируемой среде ЗВ, о неисправностях элементов подсистем, другая важная и полезная информация.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Датчики технологических капсул (ДТК), устанавливаемые внутри некоторых капсул или в непосредственной близости от них внутри вентилируемых защитных боксов, ограничивающих пространство вокруг герметичных капсул или аппаратов с ОВ, фактически являются составной частью КИПиА - приборов технологического контроля и служат в основном для оперативного регулирования экологически опасных параметров производственных процессов (скорости ведения процесса, уровня концентрации вредных веществ в капсуле или технологическом аппарате), а также частично для контроля нагрузки на очистные сооружения и аппараты. Это приборы непрерывного и избирательного по отношению к целевому веществу действия, отличаются высокой селективностью, но относительно малой чувствительностью, хотя и достаточно высоким быстродействием (минуты÷секунды)
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Датчики защитных боксов (ДЗБ), устанавливаемые внутри вентилируемых полугерметичных защитных боксов, в которых расположены технологические капсулы и аппараты. Они также могут размещаться внутри вентиляционных систем или водосточных коммуникаций, отходящих от защитных боксов (до аппаратуры улавливания и очистки), а также внутри некоторых боксов, не содержащих капсул с ОВ, но в которых проводятся вспомогательные работы. Это приборы, сочетающие функции регулирования некоторых технологических параметров (технологические контрольные приборы) и контроля загрязненности окружающей среды в непосредственной близости от аппаратуры - источника ЗВ.
Данные приборы обладают постоянным и непрерывным характером мониторинга, а также особенно высоким быстродействием. Высокая селективность и чувствительность для датчиков защитных боксов не обязательны, так как при разгерметизации капсулы или другой аварийной ситуации не имеет значения, от какой именно примеси в технологической смеси сработает датчик, тем более, что при этом локальная концентрация ЗВ внутри бокса может оказаться достаточно высокой. Главное, чтобы сигнал о разгерметизации и аварийной загрязненности среды в боксе был получен максимально быстро (секунды) для принятия соответствующих решений и действий по ликвидации аварийной ситуации.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Датчики рабочих помещений (ДРП), устанавливаемые внутри вентилируемых ("условно грязных") помещений рабочей зоны, вокруг боксов, где проводятся особоопасные операции, а также вблизи рабочих мест и по маршрутам движения персонала. Они также могут устанавливаться после систем очистки на вентиляционных выпусках в атмосферу из выходных коллекторов сточных вод корпусов (цехов), на выгрузке отходов, т.е. на "концах трубы", - это приборы санитарно-гигиенического и отчасти экологического контроля.
Их главная задача - постоянный, но не обязательно непрерывный (можно циклами) контроль концентраций ЗВ в средах на уровне предельно-допустимых концентраций в рабочей зоне (ПДКр.з.) или на уровне ПДК в очищенных сточных водах. Эти приборы должны обладать соответствующей высокой чувствительностью и достаточно высоким быстродействием для возможности оперативного принятия решений и применения персоналом индивидуальных средств защиты при аварийной ситуации или аварии. Характерной особенностью данных приборов является их селективность, требующая различать загрязненность ОС рабочих помещений действительно опасными веществами (ОВ) или другими веществами на действительно опасном уровне (т.е. ДРП, как правило, должны быть не просто сигнализаторами превышения уровня ПДК, но и анализаторами, способными измерять концентрацию ЗВ).
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Датчики промплощадки и санитарно-защитной зоны (ДПП и ДСЗ), устанавливаемые на охраняемой и регулярно контролируемой открытой территории за пределами рабочих корпусов (в подфакельных зонах на территории промплощадки, вокруг рабочих корпусов, в которых проводятся особоопасные работы, по периметру ограждения промплощадки, где расположены "условно грязные" рабочие корпуса и опасные установки открытого типа, а также на "фоновых" постах, расположенных в СЗЗ и т.д.). Эти приборы выполняются в "климатическом" исполнении (с учетом возможности работы на улице). Они должны быть высокочувствительные, селективные, длительного эпизодического (циклического) действия, с широким сектором захвата потоков ЗВ из ОС и при этом анализаторы, оснащенные мощными средствами сигнализации, способностью к автоматическому отбору проб для последующих подтверждающих анализов в лаборатории.
Датчики промплощадки и СЗЗ чаще всего объединяются в блоки на стационарных постах контроля окружающей среды, размещаемых на территории предприятия или за её пределами. При этом в состав поста должен входить набор датчиков на все основные для предприятия, наиболее опасные ЗВ, средства пробоотбора, контроля метеопараметров, а также вспомогательное оборудование. К числу таких датчиков относятся и многоканальные автоматические жидкостные анализаторы, устанавливаемые на выпускных коллекторах рабочих корпусов и выходном коллекторе предприятия, а также многоцелевые приборы или их комплексы "подфакельных" постов контроля воздушной среды, иногда размещаемые в СЗЗ.
ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
Подсистема лабораторного аналитического контроля (ЛАК) объекта может функционировать самостоятельно (на обычных промышленных объектах в России она, как правило, является основной, в том числе и при мониторинге источников ЗВ), но в условиях особоопасного объекта её роль в мониторинге ОС становится второстепенной при наличии высокоэффективной подсистемы автоматического приборного контроля, хотя и сохраняются некоторые специфические функции, которые пока не могут решить автоматы.
Основной задачей подсистемы ЛАК на особоопасном объекте является верификация (подтверждение) данных приборов о загрязнении ОС. Существуют и другие задачи, связанные с плановым техническим контролем производственных процессов, обеспечением разнообразных аналитических измерений, которые не способны осуществлять целевые автоматические приборы. Прежде всего, это относится к решению многовариантных задач, связанных с идентификацией и количественным измерением концентраций компонентов сложных смесей (реакционных масс, а также отобранных из окружающей среды проб, сильно загрязненных множеством различных посторонних примесей).
ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
Структура подсистемы ЛАК также обычно трехуровневая.
На первом уровне этой подсистемы находится сеть пробоотборных станций, включающих автоматические устройства для отбора проб (в наиболее опасных местах) , а также четко определенные графиком и маршрутом (с учетом технологической схемы и распределения воздушных потоков) оборудованные позиции для ручного пробоотбора. К этому же уровню относятся приборные средства для поиска мест утечек (течеискатели), простейшие средства экспресс-анализа "на месте" - индикаторные трубки, пленки, краски, мелки, экспресс-тесты и иные индикаторные тест-системы, а также средства доставки проб и персонал, работающий на соответствующих местах.
ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
Второй уровень - аналитическая лаборатория, оснащенная приборами и другим оборудованием для осуществления анализов, которые соответствуют решаемым лабораторией задачам. В лаборатории помимо измерительных приборов устанавливается приемная станция пневмопочты, на которую поступают автоматически отобранные пробы, имеются различные зоны и секторы (хранения проб и пробоподготовки, идентификации, количественного измерения анализируемых веществ и т.д.), а также различное вспомогательное оборудование, обеспечивающее работоспособность лаборатории. Кроме того, аналитической лаборатории обычно придаются транспортные средства и мобильные посты контроля (автолаборатория) для отбора и доставки проб, а также проведения первичных анализов на удаленных от объекта территориях (в СЗЗ и за её пределами). Важнейшим компонентом аналитической лаборатории является штат её персонала - обученные и подготовленные пробоотборщики, лаборанты, техники-прибористы, инженеры и другие сотрудники, осуществляющие комплекс работ данной подсистемы ЛАК.
ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
Третий уровень - Центральный пульт управления (ЦПУ), хранения, обработки и отображения информации, являющийся общим и для АПК, и для ЛАК. Работа подсистемы лабораторного аналитического контроля принципиально заключается в автоматическом или "ручном" отборе проб воздуха, жидкостей, вод или смывов с поверхностей, твердых (сыпучих) веществ и отходов - в соответствии с графиком пробоотбора или после сигнала автоматического прибора по месту установки сработавшего датчика. Помимо пробоотбора в рабочих корпусах объекта персонал, обслуживающий эту подсистему, осуществляет отбор проб объектов окружающей среды за территорией промплощадки - в санитарно-защитной зоне, по её периметру и (в аварийных случаях) - даже в населенных местах, используя передвижные (мобильные) средства. Отобранную пробу после этого по пневмопочте (автоматически) или другим образом (вручную - пешком, на машине и т.д.) в максимально короткий срок доставляют в аналитическую лабораторию и проводят необходимые анализы.
Полученные данные лабораторных анализов, так же как и данные автоматических приборов, обрабатываются, систематизируются, протоколируются и оперативно передаются на ЦПУ (где и хранятся) в распоряжение диспетчера и управляющего центрального компьютера.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"
Множество презентаций и докладов на общие темы помогут вам найти интересный материал, получить новые знания и ответят на самые разные вопросы
Мониторинг (от англ. monitoring – следящий, слежение) – это система наблюдений, оценки и прогноза окружающей среды. Термин «мониторинг» появился незадолго перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (5-16 июня 1972 г.). Принципиальная схема мониторинга предложена академиком Ю.А. Израэлем.
Биоэкологический мониторинг Биоэкологический (биологический, санитарно- гигиенический, санитарно-токсиологический) мониторинг включает наблюдения: за состоянием окружающей среды; за степенью загрязнения природных объектов вредными веществами; за воздействием этих загрязнителей на человека и биоту в целом (совокупность флоры, фауны и микроорганизмов); за наличием в окружающей среде аллергенов, патогенных микроорганизмов, пыли; за содержанием в атмосфере оксидов азота и серы, тяжелых металлов; за содержанием водных объектов, степенью их загрязнения и т.д.
Геоэкологический мониторинг Системные геоэкологический (природо-хозяйственный) мониторинг заключается в наблюдении: за изменениями в экологических системах (богеоценозах); за продуктивностью биогеоценозов; за динамикой запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов;
Биосферный мониторинг Глобальный биосферный мониторинг имеет целью: контроль за состоянием окружающей среды в глобальном масштабе, наблюдение за глобально-фоновыми изменениями в природе, прогноз возможных изменений биосферы и всей географической оболочки в результате хозяйственной деятельности человека.
Биосферный мониторинг Объектами биосферного мониторинга являются: радиационный баланс, прозрачность атмосферы и ее антропогенное изменение, мировой баланс и загрязнение Мирового океана, крупномасштабные изменения в биохимических циклах элементов и веществ (СО 2, О 2, N, P, S, H 2 O и др.), энергообмен географической оболочки с космосом, мировая миграция животных (включая птиц, насекомых) и растений, изменение климата на планете.
Биосферный мониторинг В целях проведения фоновых наблюдений по всему миру создается сеть биосферных заповедников, на территории которых запрещается производственная деятельность, представляющая опасность для всего живого. В настоящее время в 62-х странах мира создано более 230 биосферных заповедников.
- информационная система
наблюдений, оценки и прогноза
изменений в состоянии окружающей
среды, созданная с целью выделения
антропогенной составляющей этих
изменений на фоне природных
процессов
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
о состоянии окружающей среды;о причинах наблюдаемых и вероятных
изменений состояния (т.e. об
источниках и факторах воздействия);
о допустимости изменений и нагрузок
на среду в целом;
о существующих резервах биосферы.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет экологический мониторинг в РФ как комплексную систему наблюде
Федеральный закон «Об охранеокружающей среды» от 10 января
2002 г. определяет экологический
мониторинг в РФ как
комплексную систему наблюдений за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных факторов.Блок-схема системы мониторинга
Мониторинг включает три основных направления деятельности:
наблюдения за факторами воздействияи состоянием среды;
оценку фактического состояния среды;
прогноз состояния окружающей
природной среды и оценку
прогнозируемого состояния.
Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью,
Цель экологического мониторинга – информационноеобеспечение управления природоохранной
деятельностью и экологической безопасностью, для этого
необходимо решить ряд вопросов:
каково состояние природной среды в
рассматриваемый отрезок времени в сравнении с
предшествующим техногенезу состоянием (в
относительной или абсолютной форме) и какие
изменения (положительные, отрицательные)
ожидаются в природной среде в прогнозируемый
отрезок времени;
в чем причины происшедших изменений и
возможных изменений в будущем (в том числе
нежелательных, губительных, критических) и что
явилось, является или будет являться источником
этих изменений (как правило, вредных техногенных
воздействий); какие воздействия на данную локальную природную
среду, определяемые исходя из выработанной для
данного случая критериальной основы оценок функции
«полезности – вредности», являются вредными
(нежелательными или недопустимыми);
какой уровень техногенных воздействий, в том числе в
совокупности с естественными или стихийными
процессами и воздействиями, происходящими в
рассматриваемой природной среде, является
допустимым для природной среды и отдельных ее
компонентов или комплексов (ценозов) и какие
резервы имеются у природной среды для
саморегенерации состояния, адекватного исходному,
принятому за состояние экологического баланса;
какой уровень техногенных воздействий на природную
среду, отдельные ее компоненты и комплексы
является недопустимым или критическим, после
которого восстановление природной среды до уровня
экологического баланса является неосуществимым.Классификация экологического мониторингаПриоритетные направления мониторинга
Объект мониторинга
1. Территория
Высший приоритет
Города
Водные бассейны, объекты питьевого
водоснабжения
Места нерестилищ рыб
2. Среда (компонент
экосистемы)
Атмосферный воздух
Пресноводные водоемы
3. Ингредиенты
загрязнения:
для воздуха
для воды
4. Источники
загрязнения (в городах)
Пыль, двуокись серы, тяжелые металлы
(ртуть), окиси азота, окиси углерода,
бенз(а)пирен, пестициды
Биогенные продукты, нефтепродукты,
фенолы
Автомобильный транспорт, тепловые
электростанции, предприятия цветной
металлургии
Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критери
Определение приоритетов основывается насвойствах загрязнителей и возможности
организации наблюдений и проводится по
следующим критериям:
размер фактического или возможного эффекта на здоровье и
благополучие человека, на климат или экосистемы;
склонность к деградации в окружающей природной среде и
накоплению в человеке и пищевых цепях;
возможность химической трансформации в физических и
биологических системах, в результате чего вторичные (дочерние)
вещества могут оказаться более токсичными или вредными;
мобильность, подвижность загрязняющих веществ;
фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей
среде и (или) в человеке;
частота и (или) величина воздействия;
возможность измерений;
значение для оценки состояния окружающей среды;
пригодность с точки зрения всеобщего распространения для
равномерных изменений в глобальной или субрегиональной
программах.
Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС - GEMS)
Основные положения и цели программы ГСМОС былисформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном совещании по мониторингу.
Первоочередной задачей была признана организация
мониторинга загрязнения окружающей природной среды
и вызывающих его факторов воздействия.
Реализуется на нескольких уровнях:
импактном (изучение значимых воздействий в локальном
масштабе - И);
региональном (проявление проблем миграции и
трансформации загрязняющих веществ, совместного
воздействия различных факторов, характерных для экономики
региона и трансграничного переноса - Р);
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена
всякая хозяйственная деятельность - Ф). Программа
Региональный
импактного
мониторинг
(локального)
исследует
мониторинга
состояние
может быть
окружающей
направлена
среды в
на изучение
пределах того
на изучение
или иного
сбросов или
региона.
выбросов
конкретного
предприятия.
Фоновый
мониторинг,
осуществляемый в
рамках
международной
программы "Человек
и биосфера", имеет
целью зафиксировать
фоновое состояние
окружающей среды,
что необходимо для
дальнейших оценок
уровней
антропогенного
воздействия.Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,
принятая в системе ГСМОС
Kласс
Загрязняющее вещество
Среда
1
Диоксид серы, взвешенные частицы
Радионуклиды
Озон
Воздух
Пища
Воздух
Хлорорганические соединения и диоксины
Кадмий
Нитраты, нитриты
Оксиды азота
Ртуть
Свинец
Диоксид углерода
Оксид углерода
Углеводороды нефти
Фториды
Асбест
Мышьяк
Микробиологические загрязнения
Реакционноспособные загрязнения
Биота, человек
Пища, вода, человек
Вода, пища
Воздух
Пища, вода
Воздух, пища
Воздух
Воздух
Морская вода
Пресная вода
Воздух
Питьевая вода
Пища
Воздух
2
3
4
5
6
7
8
Тип программы
(уровень мониторинга)
И,Р,Ф
И, Р
И(тропосфера),
Ф (стратосфера)
И,Р
И
И
И
И, Р
И
Ф
И
Р, Ф
И
И
И
И, Р
И ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые
функционируют в различных государствах согласно как международным
требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически
или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических
проблем.
Международные требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы
разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия),
обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную
значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций Гидрометeослужбы
была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля
состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому
принципу.
В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой науч
В 1993 году было принято решение о создании Единой государственнойсистемы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой
научно-технической политики в области экологического мониторинга
должна обеспечивать:
координацию разработки и выполнения программ
наблюдений за состоянием окружающей среды;
регламентацию и контроль сбора и обработки
достоверных и сопоставимых данных;
хранение информации, ведение специальных банков
данных и их гармонизацию (согласование,
телекоммуникационную связь) с международными
эколого-информационными системами;
деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов
окружающей природной среды, природных ресурсов,
откликов экосистем и здоровья населения на
антропогенное воздействие;
доступность интегрированной экологической
информации широкому кругу потребителей.Поток информации в иерархической системе ЕГСЭММинистерство охраны
окружающей среды и природных
ресурсов РФ
Госкомгидромет РФ
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за
загрязнением природной среды (ЕГСЭМ)
Наблюдение и контроль за
состоянием природной среды
атмо
сфе
ра
гидросфера
поверх
ностны
е воды
суши
почв
ы
поверхн
остные
воды
морей и
океанов
1460
4000
1300
наблюдатель наблюдател станций
ных постов ьных
пунктов
Оценка
эффект
ивности
природо
охранны
х
меропри
ятий
Прогноз
изменен
ия
качеств
а
компоне
нтов
природн
ой
среды
1750
наблюдатель
ных пунктов
Структура и функции ЕГСЭМ
Обеспечени
е
организаци
йи
учреждений
оперативно
йи
режимной
информаци
ей о
качестве
природной
среды Система импактного мониторинга должна накапливать и анализировать детальную
информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду.
В сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в
зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих
предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния
загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и
результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху).
Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и
промышленных зонах.
В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом,
имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба
Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)
Существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man
and Biosphere).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные
населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения.
Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до
некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал)
службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что
загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их
притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа
постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.