ДВИГАТЕЛИ
Подводные лодки всех типов были оснащены дизельными двигателями и электрическими двигателями. Дизели обеспечивали надводный ход лодки, а электродвигатели - подводный. Дизели, вращавшие гребные валы, были установлены на очень мощных опорах. Они занимали почти все пространство машинного отделения, так что между ними оставался лишь узкий проход. Из-за жары и запаха топлива работать в машинном отделении было крайне тяжело, к тому же здесь было очень тесно, что сильно затрудняло устранение многих механических неполадок.
Малые подводные лодки II серии обычно оснащались дизелями мощностью 350 л.с. и электродвигателями мощностью 180 или 205 л.с. На более крупные лодки VII серии сначала устанавливали два дизеля мощностью 1160 л.с., а позднее двигатели марки F46 фирмы F. Krupp Germaniawerft AG (на большинстве лодок) или аналогичные двигатели марки M6V 40/46 фирмы MAN мощностью 1400 л.с. Дизели фирмы F. Krupp Germaniawerft AG считались менее экономичными, но гораздо более надежными, однако отказаться в условиях массового строительства лодок от дизелей фирмы MAN немецкие кораблестроители так и не смогли. Электродвигатели подводных лодок VII серии имели мощность 375 л.с. Дизели фирмы MAN марки M9V 40/46 мощностью 2200 л.с. устанавливались на океанических (крейсерских) лодках IX серии, однако они оказались более подвержены поперечной качке (центр тяжести выше, чем у V-образных), что при излишне облегченной конструкции приводило к частым поломкам. Лодки IX серии обычно имели электродвигатели мощностью 500 л.с., однако на "электролодках" XXI серии мощность электродвигателей равнялась 2500 л.с., что имело важную роль при подводном ходе. Электродвигатели устанавливались на тех же гребных валах, что и дизели, и поэтому они работали в холостом режиме, когда лодка шла на дизелях; последние при этом приводили в движение генераторы, перезаряжающие аккумуляторные батареи. Основными поставщиками электродвигателей являлись фирмы Siemens , AEG и Brown-Boveri .
ШНОРКЕЛЬ

Шноркель представлял собой трубу, позволявшую субмаринам идти на перископной глубине на дизелях. В 1943 году, когда потери у подводников стали расти, шноркели появились на лодках типа VIIC и IXC, они также закладывались в конструкцию создаваемых лодок серий XXI и XXIII. Субмарины начали применять новинку в боевых действиях в первые месяцы 1944 года, а к июню того же года примерно половина лодок, дислоцированных во Франции, были оснащены ими.
На верхней головке шноркеля устанавливалась антенна детектора радарного излучения для предупреждения подводной лодки о близости противника, когда верхний конец шноркеля мог быть подвергнут облучению радиолокационной станции самолета или надводного корабля. Вместе с тем антенна, устанавливаемая на шноркеле, использовалась и для радиосвязи. Для большей скрытности находящаяся над поверхностью воды часть шноркеля покрывалась поглощающим электромагнитную энергию слоем, что уменьшало дальность его обнаружения радиолокационными средствами. На лодках VII серии шноркели убирались вперед и хранились в углублении на левой стороне корпуса, а на субмаринах IX серии это углубление находилось с правого борта. Более современные лодки XXI и XXIII серий имели телескопические шноркели, которые поднимались вертикально из боевой рубки рядом с перископом.
Однако шноркели не были лишены недостатков. Главный из них заключался в следующем: когда автоматические клапаны плотно закрывались для предотвращения попадания в дизельные двигатели морской воды, моторы начинали выкачивать воздух из лодки, что вызывало его разрежение и, соответствено, боли органов дыхания и разрывы барабанных перепонок у членов экипажа.
СЧЕТНО-РЕШАЮЩИЙ ПРИБОР

Центральное место в комплексе торпедного вооружения подводной лодки занимал размещенный в боевой рубке счетно-решающий прибор (СРП). Механически в него поступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа (в подводном положении) или прибора управления стрельбой (ПУС) (в надводном положении) направление на цель.
На самых первых лодках I и II серий вообще не было оборудования для установки гироскопического угла, соответственно, после пуска торпеды шли прямолинейно. Капитан вычислял необходимые данные для стрельбы через перископ, после чего они голосом передавались торпедистам и значение угла поворота гироскопа вручную вводилось в торпеды. Команду на пуск отдавал командир или первый вахтенный офицер, выкрикивая ее через люк в центральный пост и в торпедный отсек – торпедисту, после чего тот нажимал кнопку пуска торпеды.
Однако в 1938 году с началом серийного производства лодок VII и IX серий ситуация изменилась к лучшему. Необходимость голосовых команд отпала в связи с введением усовершенствованного счетно-решающего прибора, получившего название T.Vh.Re.S.1. Теперь данные передавались в торпедный отсек автоматически, где высвечивались на табло, после чего изменение глубины хода и угла поворота гироскопа торпед производилось торпедистами опять-таки вручную непосредственно в торпедном отсеке. Совершенствование торпедного вооружения позволило вводить гироскопический угол ± 90 градусов.
В 1939 году объединили в одно общее устройство все элементы и получили счетно-решающий прибор T.Vh.Re.S.2. Этот прибор монтировался на стенке боевой рубки и в момент атаки обслуживался боцманом в чине фельдфебеля или оберфельдфебеля. Боцман вручную вводил в прибор курс, скорость подводной лодки и пеленг на цель. Скорость устанавливал командир рулевому, курс считывался с репитера гирокомпаса, пеленг на цель - при атаке из подводного положения с азимутального круга перископа и при атаке из надводного положения с прибора управления стрельбой - мощного бинокля в прочном корпусе, установленного на мостике на тумбе со специальной подставкой. По командам командира в строгой последовательноти вводили семь других параметров: глубину хода торпеды, скорость торпеды, скорость цели, положение цели (справа или слева по курсу), курсовой угол цели, дистанцию до цели и длину цели. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные, которые поступали на пульт управления в торпедном отсеке и учитывались при пуске.
Последний вариант, получивший название T.Vh.Re.S.3, позволял вводить данные в торпеды уже непосредственно со счетно-решающего прибора, однако это сказалось на размерах всей системы управления торпедной стрельбой и она была перенесена в центральный пост, за исключением оставшихсяся в рубке пульта ввода данных и стойки управления стрельбой. Команда на пуск торпед поступала автоматически нажатием кнопок на стойке управления стрельбой.
ШИФРОВАЛЬНАЯ МАШИНА "ЭНИГМА"

К началу Второй мировой войны немцы уже не ограничивались ненадежными шифровальными книгами, для кодировки сообщений создавались все более сложные технические устройства.
На флоте немцы широко использовали шифровальные машины "Энигма", представлявшие собой электромеханические машины размером примерно с портативную пишущую машинку со стандартной клавиатурой. Эти аппараты были достаточно просты и удобны в эксплуатации. Они работали на батарейках и являлись переносными. Подготовив аппарат к работе, оператор набирал сообщение открытым текстом, как на обычной пишущей машинке. "Энигма" автоматически производила шифрование и высвечивала соответствующие зашифрованные буквы. Второй оператор переписывал их и отправлял по радио адресату. На принимающем конце шел обратный процесс.
Принцип шифрования заключался в замене букв шифруемого текста другими буквами. Упрощенно принцип действия шифровальной машины "Энигма" следующий. Машина включала в себя три (а позднее и больше) вращающихся шифратора (ротора), каждый из которых представлял из себя толстое колесо из резины, пронизанное проводами и имеющее по 26 входных и выходных контактов по числу букв. Так как шифраторы были соединены между собой, при нажатии на клавишу буквы электрический сигнал проходил через три шифратора, затем сигнал проходил по проводникам отражателя и возвращался через три шифратора, высвечивая зашифрованную букву. Взаимное расположение шифраторов и их начальные положения определяли ключ текущего дня.
Более подробно устройство и принцип действия шифровальной машины "Энигма" рассмотрены в статье "Шифровальная машина "Энигма" на странице раздела "Факты".
В первые годы войны Великобритания несла немалые потери от немецких подводных лодок, именно поэтому для английской разведки было так важно "расколоть" шифр "Энигмы". На расшифровку немецких кодов были брошены лучшие математики и инженеры, и группа криптографов обосновалась в имении Блетчли Парк. Чтобы понять принцип действия "Энигмы", нужно было получить экземпляр этой шифровальной машины. Британское разведуправление планировало подстроить крушение захваченного немецкого самолета над Ла-Маншем, чтобы приманить подводную лодку и захватить "Энигму", но обошлись и без этого. Шифровальную машину сняли в марте 1941 года с захваченного немецкого минного тральщика "Кребс", в мае - с метеорологического судна "Мюнхен", затем еще с нескольких транспортных кораблей. Как выяснилось, и на подводных лодках, и на обычных слабовооруженных кораблях немцы разместили машины схожего типа. Правда, на подлодках использовались особые кодовые журналы, без них разгадать шифр было крайне трудно. 9 мая 1941 года англичанам удалось захватить немецкую подводную лодку U-110 , и "Энигма" вместе с журналами кодов вскоре оказалась в Блетчли Парке.
Когда британские конвои, пользуясь перехваченными данными, начали успешно уходить от подлодок и топить их, немцы догадались, что их шифр разгадан. В феврале 1942 года "Энигму" усовершенствовали, добавив еще один ротор, однако 30 октября 1942 года журналы кодов к новой машине были захвачены на подводной лодке U-559 . Пользуясь полученной информацией, математики смогли разгадать принцип работы машины, что в конечном итоге привело к тому, что в 1943 году немцы окончательно потеряли контроль над Атлантическим океаном.
ГИДРОЛОКАТОРЫ

На первых подводных лодках сначала устанавливали прибор обнаружения акустического шума, известный как "групповой гидролокатор", или GHG. Он представлял собой 11 (позднее 24) гидрофонов, размещенных в носовой части легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и связанных с приемником во втором отсеке. Так как акустические датчики крепились в носовой части лодки по бортам корпуса, точность обнаружения источника шума была приемлемой только в том случае, если пеленгуемый корабль находился на траверзе лодки.
Более совершенным прибором обнаружения акустического шума явился "сканирующий гидролокатор", или KDB. Он представлял собой вращающуюся поворотную выдвижную штангу в носовой оконечности корпуса, на которую монтировалось шесть гидрофонов. Антенна размещалась на верхней палубе сразу за сетепрорезателем, но главным недостатком ее была слабая защита от глубинных бомб, поэтому от установки этой модификации вскоре отказались.
В последние годы войны приборы обнаружения акустического шума были усовершенствованы. Был создан так называемый "балконный гидролокатор", который обеспечивал более широкий угол обзора по сравнению с GHG и KDB. Все 24 гидрофона установили внутри обтекателя, по форме напоминавшего балкон, в нижней части носа лодки. Новая схема имела высочайшую точность пеленгования (ее даже механически связали с СРП управления торпедной стрельбой) за исключением узкого сектора в 60°, находившегося прямо по корме. "Балконный гидролокатор" разрабатывался для лодок XXI серии и на лодках VII и IX серий широкого применения не нашел.
Гидролокатор S-Gerat – основная причина совершенствования лодок VII серии с типа В на тип С – на лодках так и не появился. Данный прибор рассматривался, в первую очередь, как средство обнаружения якорных мин, которые на просторах Атлантики отсутствовали. Кроме того, немецкие подводники не хотели иметь на борту какую-либо аппаратуру, которая своей работой могла бы демаскировать подводную лодку.
РАДАРЫ

Базовую радиолокационную аппаратуру начали устанавливать на подводные лодки с лета 1940 года. Первой работоспособной моделью был радар типа FuMO29. Он использовался в основном на лодках IX серии, но встречался и на нескольких лодках VII серии, его легко было узнать по двум горизонтальным рядам из восьми диполей в передней части рубки. В верхнем ряду находились антенны передатчиков, в нижнем – приемников. Дальность обнаружения крупного корабля станцией составляла 6-8 км, самолета, летящего на высоте 500 м – 15 км, точность определения направления была равна 5°.
В усовершенствованном варианте радара FuMO30, внедренном в 1942 году, диполи, смонтированные на рубке, были заменены выдвижной, так называемой "матрасной", антенной размером 1 x 1,5 м, которую убирали в щелевую нишу внутри стенки рубки. Аппаратура обнаруживала не все корабли противника из-за того, что антенна выдвигалась не очень высоко над поверхностью воды в отличие от надводных кораблей. Кроме того, за счет переотражений сигнала от волн во время шторма возникали сильные помехи, и зачастую корабли противника визуально обнаруживались раньше радара. Этот вариант радара получили лишь немногие подводные лодки.
Последний модифицированный образец, FuMO61, являлся морской версией радара ночной истребительной авиации FuMG200 "Хохентвиль". Он поступил на вооружение в марте 1944 года и был ненамного лучше FuMO30, но оказался эффективным средством обнаружения самолетов. Он работал на длине волны 54-58 см и имел антенну, почти идентичную FuМО30. Дальность обнаружения крупных кораблей составляла 8-10 км, самолетов 15-20 км, точность пеленгования была равна 1-2°.
ДЕТЕКТОРЫ РАДАРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Детектор радарного излучения FuMB1 "Метокс" появился в июле 1942 года. Конструктивно он представлял собой простейший приемник, рассчитанный на фиксирование сигнала, передаваемого на длине волны 1,3-2,6 м. Приемник соединялся с внутрилодочной трансляцией, так что сигнал тревоги слышал весь экипаж. Эта аппаратура работала с антенной, натянутой на сколоченный деревянный, так называемый "бискайский" крест; при поиске цели антенну поворачивали вручную. Однако у нее был один серьезный недостаток - хрупкость конструкции: при срочном погружении антенна часто ломалась. Применение FuMB1 позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж в Бискайском заливе. С конца лета 1943 года в производство была запущена новая станция FuMB9 "Ванце", фиксировавшая излучение в диапазоне 1,3-1,9 м. В ноябре 1943 года появилась станция FuMВ10 "Боркум", контролировавшая диапазон 0,8-3,3 м.
Следующий этап был связан с появлением у противника новой РЛС ASV III, работавшей на длине волны 10 см. Весной 1943 года участились доклады немецких подводников, согласно которым лодки подвергались внезапным атакам противолодочных самолетов в ночное время без предупреждающего сигнала "Метокса". Проблема, связанная с необходимостью контроля излучения в диапазоне частот английского радара ASV III, в конечном итоге была решена после появления в ноябре 1943 года системы FuMB7 "Наксос", работавшей в диапазоне 8-12 см. В дальнейшем на лодках стали устанавливать две станции: "Наксос" и "Боркум"/"Ванце"; в результате их совместного применения подводные лодки наконец получили превосходную возможность обнаружения излучения во всем диапазоне частот радаров.
С апреля 1944 года на смену им пришла станция FuMB24 "Фляйге", контролировавшая диапазон 8-20 см. На появление американских летающих лодок с радиолокационными станциями APS-3, APS-4 (длина волны 3,2 см) немцы отреагировали созданием приемника FuMB25 "Мюке" (диапазон 2-4 см). В мае 1944 года "Фляйге" и "Мюке" были объединены в комплекс FuMB26 "Тунис".
РАДИОСТАНЦИИ

Основная радиосвязь между подводной лодкой и береговым командованием обычно обеспечивалась системой связи, работавшей в диапазоне КВ 3-30 МГц. На лодках устанавливались приемник E-437-S и 200-ваттный передатчик фирмы Telefunken , а в качестве резервного - менее мощный, 40-ваттный, передатчик фирмы Lorenz .
Для радиосвязи между лодками использовался комплект аппаратуры в диапазоне СВ 300-3000 кГц. Он состоял из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора.
Возможности использования волн СДВ диапазона 15-20 кГц раскрылись только в ходе войны. Выяснилось, что радиоволны этого диапазона при достаточной мощности передатчика могут проникать через поверхность воды и приниматься на лодках, находящихся на перископной глубине. Для этого требовался чрезвычайно мощный передатчик на суше, и этот 1000-киловаттный передатчик "Голиаф" был сооружен во Франкфурте-на-Одере. После этого все приказы, передаваемые командованием подводного флота, стали транслироваться в KB и СДВ диапазонах. Сигналы передатчика "Голиаф" принимались на широкополосный приемник E-437-S фирмы Telefunken с использованием той же круговой выдвижной антенны.
Изобретение относится к оптическому приборостроению, к устройствам оптического наведения и прицеливания, а именно к перископам подводных лодок. Перископ подводной лодки содержит корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которой герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель, состоящий из двух частей, связанных между собой. Одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа. Перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна. Подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором и двух вертикальных ходовых винтов. Верхние и нижние концы винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, параллельной оси перископа. С первой невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. Достигается повышение надежности и удобства эксплуатации перископа. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к оптическому приборостроению, к устройствам оптического наведения и прицеливания, а именно к перископам подводных лодок. Перископы бывают как проникающие внутрь корпуса лодки, так и не проникающие. Не проникающие внутрь корпуса лодки перископы имеют преимущество, так как они без особых осложнений сохраняют герметичность наблюдательного поста подлодки и обеспечивают более удобное место для размещения оператора. При таком размещении оператор обеспечен зафиксированным монитором-окуляром, который, хотя и усложняет оптическую систему перископа, но позволяет отслеживать цель, не поворачивая монитор-окуляр вокруг своей оси. Оптический канал в таких перископах заменен на оптико-электронные каналы, использующие электрические сигналы, передаваемые по кабелю, что делает принципиально возможным размещение перископа не только над центральным постом, что является обязательным для традиционных перископов, но и в других местах на прочном корпусе. Перископы подобного типа самостоятельно выдвигаются в рабочее положение. Перископы подобного типа выпускаются всеми ведущими фирмами мира в области перископостроения, например, Kollmorgen Corp и Hughes Aircraft Со (США), Sagem SA (Франция), Pilkington Optronics (Великобритания). Riva Calzony (Италия), Carl Zeiss (Германия) . Проникающие внутрь корпуса судна перископы заставляют оператора двигаться вслед за окуляром и требуют больше места внутри корпуса подлодки. Современные проникающие внутрь корпуса лодки перископы не требует больше от оператора приспосабливаться к неудобным низким позициям, как это было при размещении окулярной части в основании трубы перископа. Эта проблема решилась при помощи монтирования перископа внутри корпуса-трубы, прикрепленного к жесткому корпусу судна. Окуляр сохраняет постоянную позицию вне зависимости от положения головной части и трубы перископа, которые двигаются вверх и вниз внутри корпуса-тумбы при помощи подшипников скольжения и подъемного механизма . Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является проникающий в прочный корпус лодки перископ по , содержащий корпус-тумбу, закрепленную на прочном корпусе судна, трубу, соединяющую головную и окулярную части, которая содержит оптику и перемещается в вертикальном направлении под воздействием подъемного механизма благодаря подшипникам, установленным в верхней части корпуса подлодки и верхней части корпуса-тумбы, и оборудована в нижней части трубы - бугеле подвесным механизмом горизонтального наведения, включающего невращающуюся часть и двигатель. Невращающаяся часть механизма горизонтального наведения соединена с трубой при помощи роликового упорного подшипника, который позволяет трубе вращаться вокруг вертикальной оси под воздействием двигателя. Перископ содержит также неподвижный относительно корпуса подлодки окулярный блок. Прототип обладает следующими недостатками: 1. Сложность в обеспечении герметичности наблюдательного поста подлодки, так как труба перископа проникает в прочный корпус судна. 2. Невозможность поворота по курсовому углу при опущенном положении трубы и при ее неполном подъеме, что осложняет эксплуатацию прибора. Задача изобретения заключается в повышении надежности и удобства эксплуатации перископа. Поставленная задача осуществляется в предлагаемом перископе подводной лодки, содержащем корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которого герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель. Бугель состоит из двух частей, связанных между собой посредством подшипника, при этом одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа. Предлагаемый перископ отличается от прототипа тем, что перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна. Подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором, и по меньшей мере двух вертикальных ходовых винтов. Верхние и нижние концы винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси параллельной оси перископа, а с первой, невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. Предлагаются варианты перископа, отличающиеся тем, что верхние и нижние концы вертикальных ходовых винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы при помощи подшипников, а плавающие гайки имеют возможность произвольного перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах 1-1,5 мм. Электродвигатель и редуктор подъемного механизма зафиксированы на основании корпуса-тумбы. Сущность изобретения заключается в повышении надежности и удобства эксплуатации перископа путем осуществления возможности подъема и опускания трубы перископа в любом положении по курсовому углу, а также в осуществлении возможности предварительного наведения перископа на цель в его опущенном положении. Это осуществляется путем создания точки опоры для поворота трубы по курсовому углу при ее опущенном положении и при ее неполном подъеме, которая создается при помощи соединения невращающейся части бугеля с ходовыми вертикальными винтами, верхние и нижние концы которых зафиксированы на корпусе-тумбе. Сущность изобретения пояснена чертежом. На чертеже показана конструкция предлагаемого устройства. Как видно из чертежа перископ подводной лодки содержит корпус-тумбу 1, зафиксированную на прочном корпусе судна 2, внутри которой установлена труба 3 посредством опор, расположенных в верхней части корпуса-тумбы и подшипников скольжения 4. Соединения выполнены герметичными посредством грязевых и герметизирующих манжет 5. Труба 3 соединяет головную часть 6 и бугель перископа 7 и не проникает в прочный корпус лодки 2. Бугель 7 состоит из двух частей, одна из которых 8 соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения бугеля, а вторая 9 дополнительно имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа при помощи механизма горизонтального наведения и жестко соединена с трубой перископа 3. Части бугеля соединены между собой посредством подшипника 10. Электродвигатель с редуктором 11 механизма горизонтального наведения прикреплен к невращающейся части бугеля. Подъемный механизм состоит из электродвигателя с редуктором 12, которые зафиксированы на основании корпуса-тумбы 1 и вертикальных ходовых винтов 13. Верхние и нижние концы винтов соединены с верхней частью корпуса-тумбы и его основанием соответственно при помощи подшипников 14. Винты соединены с невращающейся частью бугеля 8 с возможностью перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах допустимого люфта (примерно 1 мм), при помощи плавающей гайки 15. Люфт вызван погрешностью изготовления ходовых винтов. Устройство работает следующим образом. Труба перископа 3 под воздействием электродвигателя подъемного механизма 12 двигается в вертикальном направлении при помощи вертикальных ходовых винтов 13, по которым скользит плавающая гайка 15. Труба перископа 3 может разворачиваться по курсовому углу (вокруг вертикальной оси перископа) в любом положении по ходу движения в вертикальном направлении, так как существует точка опоры, образованная соединением невращающейся части бугеля 8 с ходовыми винтами 13 посредством плавающей гайки 15. Литература 1. Справочник "Janes" (1998-1997 год)-"Sumbarint weapont control syptems. Optronic masts"). 2. Патент Франции N 2488414 (прототип).
Формула изобретения
1. Перископ подводной лодки, содержащий корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которой герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель, состоящий из двух частей, связанных между собой посредством подшипника, при этом одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа, отличающийся тем, что перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна, подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором и по меньшей мере двух вертикальных ходовых винтов, верхние и нижние концы которых соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, параллельной оси перископа, а с первой, невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. 2. Перископ по п.1, отличающийся тем, что верхние и нижние концы вертикальных ходовых винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы при помощи подшипников, а плавающие гайки имеют возможность произвольного перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах 1-1,5 мм. 3. Перископ по п.1 или 2, отличающийся тем, что электродвигатель и редуктор подъемного механизма зафиксированы на основании корпуса-тумбы.
ПЕРИСКОП , оптический прибор, дающий возможность рассматривать предметы, расположенные в горизонтальных плоскостях, не совпадающих с горизонтальной плоскостью глаза наблюдателя. Применяется на подводных лодках для наблюдения за поверхностью моря при погруженном состоянии лодки, в сухопутной армии - для безопасного и не заметного наблюдения за противником из защищенных пунктов, в технике - для исследования недоступных внутренних частей изделий. В простейшей форме перископ состоит из вертикальной трубы (фиг. 1) с двумя наклоненными под углом в 45° зеркалами S 1 и S 2 или призмами с полным внутренним отражением, расположенными параллельно друг другу в разных концах трубы и обращенными друг к другу своими отражающими поверхностями. Однако отражательная система перископа может конструироваться различно. Система из двух параллельных зеркал (фиг. 2а) дает прямое изображение, правая и левая стороны которого идентичны с соответствующими сторонами наблюдаемого предмета.
Система из двух перпендикулярных зеркал (фиг. 2б) дает изображение обратное, и т. к. оно рассматривается наблюдателем, стоящим спиною к предмету, то правая и левая стороны меняют свои места. Перевертывания изображения и смещения сторон легко достигнуть, помещая в систему преломляющую призму, но необходимость наблюдения спиною к предмету, а следовательно и затруднительность в ориентировке остается, и поэтому вторая система менее пригодна. Недостатками перископа, изображенного на фиг. 1 и применяемого в позиционной войне, являются незначительный угол зрения α (около 10-12°) и небольшая светосила, что вынуждает ограничиваться длиной не более 1000 мм при сравнительно большом диаметре трубы - до 330 мм. Поэтому в перископе отражающая система обычно связывается с системою линз. Это достигается присоединением к отражательной системе перископа телескопа, одного или двух. При этом т. к. обычная астрономическая труба дает обратное изображение с перемещенными сторонами, то комбинация перпендикулярных зеркал с такой трубой даст прямое изображение с правильно расположенными сторонами. Недостатком такой системы является положение наблюдателя спиной к предмету, о чем упомянуто выше. Присоединение астрономической трубы к системе параллельных зеркал также нецелесообразно, т. к. изображение получится перевернутым, с обращенными сторонами. Поэтому в перископе обычно соединяются система параллельных зеркал и земная зрительная труба, дающая прямое изображение. Однако установка двух астрономических труб после двух инверсий даст так же прямое изображение, почему также применяется в перископе. Трубы в этом случае располагаются объективами друг к другу. Преломляющая система перископа не представляет каких-либо особенностей по сравнению с телескопом, однако выбор той или иной комбинации телескопов (точнее линз), их количества и фокусного расстояния определяется требуемыми углом зрения и светосилой перископа. В лучших перископах яркость изображения уменьшается на ≈30% в зависимости от системы и сорта линз.
Т. к. отчетливость изображения зависит и от окраски предметов, то улучшение видимости достигается также применением цветных светофильтров. В простейшей форме перископа (фиг. 3) верхняя линза О 1 дает в точке В 1 действительное изображение предмета, преломляя лучи, отраженные призмой Р 1 . Собирательная линза U создает в точке В 2 также действительное изображение предмета, которое отражается призмой Р 2 и рассматривается через окуляр О 2 глазом наблюдателя. В трубах обычно применяются ахроматические линзы, а также принимаются меры для устранения других аберрационных искажений. Устанавливая один за другим два телескопа, действующие подобно описанному выше, получают возможность увеличить расстояние между призмами без ущерба для светосилы перископа и его поля зрения. Простейший перископ такого типа показан на фиг. 4. Уже первые перископы подобного типа дали поле зрения в 45° и увеличение 1,6 при оптической длине в 5 м при диаметре трубы в 150 мм.
Т.к. наблюдение одним глазом утомительно, то были предложены перископы, дающие изображение на матовом стекле, однако это изображение значительно теряло в четкости, и поэтому применение в перископах матовых стекол распространения не получило.
Следующим этапом в развитии идеи перископов явились попытки уничтожить необходимость поворачивания трубы перископа при осмотре горизонта на 360°. Это достигалось соединением нескольких (до 8) перископов на одной трубе; в каждый из окуляров осматривалась соответствующая часть горизонта, причем наблюдатель должен был обходить трубу. Такого рода мультипликаторные перископы не давали все же всей картины в целом и поэтому были предложены омнископы , дающие весь горизонт в виде кольцевой картины благодаря замене объектива шаровой преломляющей поверхностью. Этого рода приборы, отличаясь значительной сложностью, не давали увеличения поля зрения по вертикали, что препятствовало наблюдению за самолетами, и искажали изображение, а потому вышли из употребления. Более удачным было укрепление оптической системы во внутренней трубе, которая могла вращаться внутри наружной независимо от последней (фиг. 5).
Такого рода панорамные перископы, или клептоскопы , требуют некоторого добавочного оптического устройства. Световой пучок, проникая в головку перископа через шаровую стеклянную крышку Н, предохраняющую прибор от попадания воды и не играющую оптической роли, распространяется по оптической системе Р 1 , В 1 , В 2 и т. д., которая укрепляется во внутренней трубе J. Последняя вращается при помощи цилиндрической зубчатой передачи, показанной внизу прибора рукояткой G, независимо от наружного кожуха М. При этом изображение, падающее на линзу В 3 , преломляемое призмой Р 2 и рассматриваемое окуляром, будет вращаться около световой оси окуляра. Во избежание этого внутри внутренней трубы укрепляется четырехугольная призма D, вращающаяся около вертикальной оси при помощи планетарной передачи К 1 , К 2 , К 3 с половинной скоростью и выпрямляющая изображение.
Оптическая сущность устройства уясняется из фиг. 6, показывающей, как вращение призмы поворачивает изображение с вдвое большей скоростью. Увеличение поля зрения в вертикальном направлении от 30° в обычном перископе до 90° достигается в зенитном перископе установкой в объективной части прибора призмы, вращающейся около горизонтальной оси, независимо от поворота всей верхней части около вертикальной оси для обозрения горизонта. Оптическая часть перископа такого типа дана на фиг. 7.
Перископы употребляются на подводных лодках для двух целей: наблюдения и управления торпедной стрельбой. Наблюдение может заключаться в простом ориентировании в окружающей обстановке и в более тщательном рассматривании отдельных предметов. Для наблюдения предметы д. б. видимы в натуральную величину. При этом практически установлено, что для точного воспроизведения с монокулярным наблюдением предметов, наблюдаемых обычно невооруженным глазом бинокулярно, увеличение прибора д. б. больше 1.
В настоящее время все перископы подводных лодок имеют увеличение 1,35-1,50 для простого ориентирования. Для тщательного рассматривания отдельных предметов увеличение д. б. больше, с максимально возможной освещенностью. В настоящее время применяется увеличение Х 6. Т. о. к перископам предъявляется двойное требование в отношении увеличения прибора. Это требование удовлетворяется в бифокальных перископах, оптическая часть объектива которых дана на фиг. 8.
Перемена увеличения достигается поворотом системы на 180°, при этом объектив O 1 и линза К 1 не перемещаются. Для большего увеличения служит система V’ 1 , Р" 2 , V’ 2 , для меньшего - система V 1 , P 1 , V 2 . Внешний вид нижней части зенитного бифокального перископа дан на фиг. 9.
Описанная конструкция для изменения увеличения не единственная. Более просто та же цель достигается удалением с оптической оси прибора излишних линз, укрепленных в оправе, которая может поворачиваться по желанию около оси. Последняя конструируется вертикально или же горизонтально. Для пеленгования предметов, определения их расстояния, курса, скорости и для управления торпедной стрельбой перископы снабжаются специальными приспособлениями. На фиг. 10 и 11 показаны нижняя часть перископа и наблюдаемое поле зрения для перископа, снабженного вертикально-базисным дальномером.
На фиг. 12 показано поле зрения перископа для определения расстояния и курсового угла по принципу совмещения.
На фиг. 13 дана нижняя часть перископа, снабженного фотографической камерой, и на фиг. 14 - нижняя часть перископа с приспособлением для управления торпедной стрельбой.
Головка перископа при движении вызывает на поверхности моря волнообразования, которые позволяют установить присутствие подводной лодки. Для уменьшения видимости головную часть перископа делают возможно меньшего диаметра, что уменьшает светосилу перископа и требует преодоления значительных оптических затруднений. Обычно узкой устраивают лишь верхнюю часть трубы, постепенно расширяя ее книзу. Лучшие современные перископы при длине трубы больше 10 м и диаметре в 180 мм имеют верхнюю часть длиной около 1 м с диаметром всего в 45 мм. Однако в настоящее время опытом установлено, что открытие подводной лодки достигается не обнаружением самой головки перископа, а видимостью ее следа на поверхности моря, который сохраняется продолжительное время. Поэтому в настоящее время перископ высовывают над поверхностью моря периодически на несколько секунд, необходимых для производства наблюдения, и сейчас же скрывают его до нового появления через определенный промежуток времени. Волнообразование, вызываемое в этом случае, значительно приближается к обычному волнению морской воды.
Различие температуры в трубе и в окружающей среде в соединении с влажностью воздуха внутри перископа приводит к отпотеванию оптической системы, для устранения которого устраивают приспособления для осушки перископа. Внутри перископа устанавливается воздушная трубка, проведенная в верхнюю часть трубы и выходящая наружу в нижней части перископа. С другой стороны последней устраивают отверстие, из которого воздух высасывается из перископа и попадает в фильтр, заряженный хлористым кальцием (фиг. 15), после чего нагнетается в верхнюю часть перископа воздушным насосом, по внутренней трубе.
Трубы перископа должны отвечать особым требованиям прочности и жесткости, во избежание нарушения оптической системы; кроме того материал их не должен влиять на магнитную стрелку, что нарушило бы работу судовых компасов. Кроме того трубы д. б. особо стойкими в отношении коррозии в морской воде, т. к. помимо разрушения самих труб будет нарушаться плотность соединения в сальнике, через который перископ выдвигается из корпуса лодки. Наконец геометрическая форма труб должна отличаться особой точностью, что при большой длине их создает при производстве значительные трудности. Обычным материалом для труб служит маломагнитная нержавеющая никелевая сталь (Германия) или специальная бронза - иммадиевая (Англия), - обладающая достаточной упругостью и жесткостью.
Укрепление перископа в корпусе подводной лодки (фиг. 16) вызывает затруднения, зависящие как от необходимости предотвратить попадание морской воды между трубой перископа и корпусом лодки, так и от вибрации последнего, нарушающей ясность изображения. Устранение этих затруднений лежит в конструировании сальника, достаточно водонепроницаемого и в то же время упругого, надежно соединенного с корпусом лодки. Сами трубы должны иметь приспособления для быстрого подъема и опускания их внутрь корпуса лодки, что при весе перископа в сотни кг приводит к механическим затруднениям и необходимости установки моторов 1, которые вращают лебедки 2, 4 (3 - включение для среднего положения, 5 - ручной привод, 6, 7 - рукоятки для механизма сцепления). При подъеме или опускании трубы наблюдение делается невозможным, так как окуляр быстро перемещается по вертикали. В то же время надобность в наблюдении особенно велика при всплытии лодки. Для устранения этого применяется устройство особой площадки для наблюдателя, соединенной с перископом и перемещающейся с ним. Однако это вызывает перегрузку труб перископа и необходимость выделения в корпусе судна особой шахты для перемещения наблюдателя. Поэтому чаще применяют систему стационарного перископа, позволяющего наблюдателю сохранять свое положение и не прерывать свою работу во время перемещения перископа.
Эта система (фиг. 17) расчленяет окулярную и объективную части перископа; первая остается неподвижной, а вторая перемещается с трубой по вертикали. Для оптического соединения их внизу трубы устанавливают четырехгранную призму, и т. о. световой пучок в перископе этой конструкции отражается четыре раза, меняя свое направление. Т. к. движение трубы изменяет расстояние между нижней призмой и окуляром, то последняя перехватывает световой пучок в различных его точках (в зависимости от положения трубы), что нарушает оптическое единство системы и приводит к необходимости включить в нее еще одну подвижную линзу, регулирующую пучок лучей соответственно положению трубы.
Обычно на подводных лодках устанавливают не менее двух перископов. Первоначально это вызывалось желанием иметь запасный прибор. В настоящее время, когда требуются два перископа различной конструкции - для наблюдения и атаки, перископ, применяемый при атаке, является в то же время и запасным на случай порчи одного из них, что важно для выполнения основной задачи - производства наблюдения. Иногда кроме указанных перископов устанавливают еще третий, запасный, употребляемый исключительно при порче обоих главных.
Армейские перископы отличаются большей простотой конструкции по сравнению с морскими, сохраняя в то же время основные черты и усовершенствования прибора. В зависимости от назначения конструкция их различна. Обычный траншейный перископ состоит из деревянной трубы с двумя зеркалами (фиг. 1). Более сложно устройство трубы перископа, включающей оптическую преломляющую систему, но не отличающейся особыми размерами; такая труба обычно устроена на принципе панорамного перископа (фиг. 18).
Блиндажный перископ (фиг. 19) по конструкции сходен с морским простейшего типа и предназначается для производства наблюдений из укрытий.
Мачтовый перископ служит для наблюдения отдаленных предметов или в лесу, заменяя неудобные и громоздкие вышки. Он достигает высоты 9-26 м и состоит из мачты, служащей для укрепления оптической системы, монтируемой внутри двух коротких труб большого диаметра. Окулярная труба укреплена на лафете внизу мачты, а объективная - на выдвижной верхушке мачты. Таким образом, в этом типе отсутствуют промежуточные линзы, что, несмотря на значительное увеличение (до х 10), при низком положении мачты вызывает уменьшение последнего по мере выдвижения мачты с одновременным понижением отчетливости изображения. Мачта монтируется на специальном лафете, служащем также и для перевозки прибора, причем мачта сдвигается. Лафет достаточно устойчив и лишь при сильном ветре требует дополнительного крепления отводами. Перископ с успехом применяется в технике для обследования отверстий, высверленных в длинных поковках (валах, каналах орудий и др.), для проверки отсутствия раковин, трещин, а также и других пороков. Прибор состоит из зеркала, расположенного под углом в 45° к оси канала, укрепленного на особой оправе и соединенного с осветителем. Оправа перемещается внутри канала на особом стержне и может поворачиваться около оси канала. Телескопическая часть смонтирована отдельно и помещается вне исследуемой поковки; она служит не для передачи изображения, как в обыкновенном перископе, а для лучшего рассмотрения захватываемого перископом поля зрения.
Название Фирма изготовитель Техническая характеристика Где установлен
PIVAIR(SPS), PIVAIR(SPS) К"-для АПЛ и ПЛАРБ SAGEM Оптико-электронный и оптический перископ, на котором также размешена антенна системы РПД и ИК системы. Кроме обычной бинокулярной оптики на мачте расположен секстант, 35мм кинокамера и ИК монитор. Оптическое увеличение 1,5х или 6х(12х в опционном режиме). Угол обзора 26,9, 4,5 град при угле подъема +807-10 град. Мачтовое устройство стабилизировано в 2-х плоскостях. Угол обзора осматривающей носовые и кормовые углы ИК системы 3x6 град обеспечивает быстрый обзор (при 1об/сек, или круговой поиск). Диаметр головки системы обнаружения 320мм, трубы 200мм (для SPS-S - 250 мм). Для перископа атаки - 140 мм и 180 мм соответственно. Casablanca, Emer-ande, Rubis, Saphir, Le Triomphant (версия М12/ SPS-S). L Inflexible и Le Re-doutable (все - Франция)
SMS SAGEM Экспортный вариант непроникающего внутрь ГК перископа, созданный на основе PIVAIR (SPS). Является модис)эи-кацией мачты радиоэлектронного противодействия. Испытан на Psyche (Франция, ПЛ типа Daphne). Gotland (Швеция), Kobben (Норвегия) для АПЛ и ПЛАРБ. Закуплен для испанских ПЛ типа Agosta
IMS-1 SAGEM Непроникающий внутрь ПК перископ только с ИК системой обнаружения (стабилизирована в двух плоскостях, угол подъема +30А9 град, угол обзора 5,4 град при поиске или 7x5,4 град при распознавании, элемент - IRIS CCD). Скорость при круговом обзоре - 15-20 об-мин. Скорость движения ПЛ до 12 уз. Размеры блока системы обнаружения: 208 мм диаметр, 180 кг. Диаметр мачты -235 мм. Narhvalen (Дания)
OMS SAGEM Гиростабилизированная по одной или двум осям система с ТВ камерой (угол подъема +50/-20 град, угол обзора 32 и 4 град), ИК системой (угол подъема +50А20 град, угол обзора 9 град) и стабилизированной навигационной РЛС (дальность 4-32 км, точность 2,5 град). Диаметр блока системы обнаружения 370 мм, вес 450 кг. ПЛАРБ типа Le Triomphant (Франция)
ST5 SFIM/SOPELEM Перископ атаки. Оптимальное увеличение 1,5х и 6х (угол обзора соответственно 30 и 7град). Углы подъема +30/-10 град. Всего по 1985 год выпушено 40 ед. ДПЛ Agosfa АПЛ Amethyste (Франция)
Модель J SFILM/SOPELEM Поисковый перископ, в его состав входят антенна РЛС, антенна АРА-4 и всенаправленные антенны электронной разведки. Увеличение 1,5х и 6х (углы обзора соответственно 20 и 5 гр^д) Agosta
Модель К SFIM/SOPELEM Установлен световой усилитель, при этом увеличение 5х, угол обзора 10 град, углы подъема +30/-10 град. При дневном режиме увеличение 1,5х и 6х (углы обзора соответст-венно 36 и 9 град) АПЛ типа Amethyste (Франция)
Модель L SFIM/SOPELEM Имеет те-же характеристики и устройства, что и модель К, но без секстанта, т.к. ПЛАРБ имеют специальный астроперископ MRA-2. ПЛАРБ ВМС Франции
М41 и ST3 (модернизированный) 5FIM/ SOPELEM (Франция) и Eloptro (Южная Африка) Оптические перископы атаки (ST3) и поиска (М41) были модернизированы на ПЛ ВМС Южной Африки: заменены оптический элементы, улучшены оптический характеристики системы, в том числе в условиях слабой освещенности, установлены видеодальномеры и ТВ-системы, работающие в условиях слабой освещенности, сигнал от которой подается на консоли операторов ЦП. ДПЛ типа Spear (типа Daphne) ВМС Южной Африки
Германия
STASC/3 Carl Zeiss Первый послевоенный перископ фирмы дзойного назначения - поиска и атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 5,6х, углы обзора 40x30 град и 10x7,5 град. Углы подъема +90/-15 град. Всего было выпущено 30 ед. ДПЛ типа Narhvalen (тип 207, Дания), Kobben (тип 207, Норвегия), тип 205 (Германия), сейчас снят с вооружения.
ASC17/NavS (SER012) Carl Zeiss AS С17 - перископ атаки с фиксированными окулярами (с индикаторами пеленга в с}хжальной плоскости объектива) NavS - навигационный перископ, однотипный с AS С17, устанавливается на мачте РДП. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х, углы обзора 38x28 град и 9,7x5 град. Углы подъема +90/-15 град. (SERO - сокращение от ein Sehrohr- перископ (нем.)) ДПЛ типа 206 (Индонезия), типа 206А (Германия), типа 540 (Израиль)
Германия
ASC189 BS18 Carl Zeiss AS C18 и BS 18 соответственно перископы атаки и поиска (В - сокращение от eine Beobachtung - наблюдение (нем.)) Оптическое увеличение 1,5х и б,0х, углы обзора 40x30 град и 9,5x7,5 град соответственно. Углы подъема +75/-15 град. Диаметр трубы 52-180 мм и 60-180мм. ДПЛ типа 209 (Аргентина, Колумбия, Эквадор, Греция (только тип 209/1100)), Перу (Islay и Arica), Турция, Венесуэла (Sabalo).
AS С40, BS 40 (SERO 40) Carl Zeiss AS С40 и BS 40 имеют электрическую систему управления. Управление функциями (увеличение и т.п.) - кнопочное, электрическое. Выдаются данные по истинному и относительному пеленгу, углу подъема, высоте цели и дистанции до нее, данным радиоразведки. Увеличение 1,5х и 6,0х, при углах обзора 36*28град и 8x6,5 град, по углам подъема призмы +757-15 град. При поднятой антенне - +60/-15 град. Устанавливаются: лазерный дальномер, ТВ-камера, ИК шкала обзора носовых углов, работающая в диапазоне amp;-12 микрон. Имеется версия 40 Stab, стабилизированная по горизонту с использованием 2-х осевого гороскопа и 16-битового микропроцессора. ДПЛ типа 209/1200 (Греция), типа 209 (Индонезия), типа 209 (Перу, последние ПЛ серии), типа 209 (чили, Корея), типа 209/1400 (Венесуэла), Тайвань (Hai Lung)
SERO 14, SER015 Carl Zeiss SERO 14- перископ поиска, SERO 15- перископ атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х при углах обзора 36л28 град и 8x6,5 град соответственно. Углы подъема +75/-15 град для SER014 и +60/-15 град для SER015. В состав SERO 14 входят также: - ИК система обнаружения (8-12 микрон) с американским 180-элементным модульным детектором, обеспечивает носовые углы обзора 14,2x10,6 град и 4x3 град; - дополнительный режим увеличения 12 с углами обзора 4x3 град и режим zoom. SERO 15 имеет оптический и лазерный дальномеры, а в модификации SERO 15 Mod IR еще и ИК камеру, работающую в диапазоне 3-5 микрон. Диаметры - больше, чем на серии 40 Stab. ПЛ типа 212 (Германия), ДПЛ Ula типа 210 (Норвегия)
OMS -100 Carl Zeiss Оптронная мачта с ИК и ТВ-системами наблюдения. Данные передаются на монитор в посту управления. На мачте могут быть установлены лазерный дальномер и антенна РЛС, либо только антенна РЛС. В комплект входит также антенна системы GPS и радиоразведки. ИК система работает в диапазоне 7,5-10,5 микрон (используется цифровой детектор) и имеет углы обзора 12,4x9,3 град либо 4,1x3,1 град. Углы подъема +60/-15 град. ТВ-камера (с 3 микропроцессорами) имеет углы обзора 30x22,7 град либо 3,5x2,6 град (в режиме zoom). Диаметр оптронного контейнера 220 мм, вес - 280 кг. Аппаратура управления и представления данных весит 300 кг, а мачтовое устройство - 2500 кг. Прошла испытания на ПЛ U-21 типа 206 в 1994 г.
Великобритания
CH 099 Великобритания, фирма Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) СН 099 - перископ атаки. Может быть оснащен ИК прибором ночного видения или высокочувствительной ТВ-камерой, но не обоими приборами вместе из-за недостатка места. Изображение формируется на экране ЭЛТ. Данные о пеленге и дистанции отображаются непосредственно в окуляре и автоматически передаются в ЦП и в систему управления огнем. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х. Диаметр мачты - 190мм. -
CK059 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Перископ поиска, подобен перископу атаки СН099. Диаметр мачты - 190 мм. Имеет окно больших размеров, поэтому может быть оснащен дополнительно светоусилителем с трубкой Mullard, что позволяет использовать его в ночное время. На мачту может быть установлена всенаправленная антенна радиотехнической разведки. При применении приборов ИК наблюдения и ТВ-камерой перископ может быть оборудован пультом дистанционного управления, скорость в ращения датчика может изменяться от 0 до 12 об/мин, вертикальный наклон линии визирования в пределах от -10 град до +35 град. Оператор может также регулировать масштаб увеличения, фокусировку всех устройств, управлять передачей данных ит.п. -
Великобритания
СК034/СН084 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) 254-миллиметровые перископы поиска (СК 034) и атаки (СН 084). Диаметр верхней части перископа атаки - 70 мм. Оба перископа квазибинокулярные. Перископ СК 034 имеет три значения увеличения: 1,5х, 6х, и 12х. Углы обзора соответственно 24, 12,6 и 3 град. Установлен секстант типа AHPS4. Перископ СН 084 имеет значения увеличения 1,5х и 6х при углах обзора 32 и 6 град. Оснащен светоусилитилем. ИК системой наблюдения и дальномером, автоматически вычисляющим дистанцию до цели. АПЛ типа Trafalgar (Великобритания), ДПЛ типа Victoria (Uphoulder) (Канада)
СК043/СН093 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Перископ поиска СК 043 оснащен светоусилителем и ТВ-камерой, работающей при низкой освещенности. Оба канала обнаружения стабилизированы. Диаметр перископа поиска СК 043 - 254 мм, перископа атаки СН 093 - 190 мм. ДПЛ Collins (Австралия)
СК 040 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Комбинированный (поиска и атаки) перископ для малых ПЛ. Оборудован светоусилителем и дальномером. Имеет монокулярный объектив и стабилизирован по горизонту. Из-за массогабаритных ограничений отсутствуют дополнительные системы обнаружения и антенны навигационных систем, а также не выводятся показания истинного пеленга, имеется только относительная шкала координат. Окошко и объектив имеют обогрев. СМПЛ
СМОЮ Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Rlkington Optronics) СМОЮ - это разработанная в порядке коммерческой инициативы оптоэлектронная мачта, в состав которой входят рабочая станция с двумя дисплеями фирмы Ferranti Thomson и мачтовое устройство фирмы McTaggert Scott. Рабочая станция, используя образы, полученные от различных систем обнаружения, создает синтезированный образ цели, который и передается в АСБУ. Все датчи‹и помешены в обтекаемый герметичный контейнер, а система обработки сигналов находится в ПК. В состав систем обнаружения входит ИК камера, монохромная камера с высокой разрешающей способностью, система радиоразведки и GPS. Углы обзора 3, 6, и 24 град, а углы подъема - +60/-15 град. Сейчас диаметр мачты 340 мм, но он может быть уменьшен до240 мм, при условии уменьшения угла подъема до 50 град. Мачта прошла морские испытания в 1996 г. SSN 20 Astute (Великобритания)
Type8L mod (T),Type15L mod(T) Sperry Marine Комбинация перископов для ПЛАРБ типа Ohio Type 8L установлена по правому борту ОВУ, a Type 15L - по левому борту. Type 8L несет также антенну РЛС определения дистанции, а 151-станцию PTPWLR-10. Оптическое увеличение соответственно 1,5х и 6х при углах подъема +60/-10 град. Углы обзора 32 и 8 град. Могут оснащаться ТВ - и фотокамерами. Длина перископа око-ло14м. SSBN тип Ohio (США), SSN 21 Seawolf (США) (перископы Type 8J Mod 3)
Type 18 Sperry Marine Поисковый перископ, несущий также антенну обнаружения сигналов РЛС, имеет гиростабилизированную оптическую систему, светоусилитель и ТВ-камеру для низких уровней освещенности. Модис|эикация Туре 18В имеет общую длину около 12,0 м, a Type 18D-12,6 м. Оптическое увеличение 1,5х, 6х, 12х, 24х, при углах обзора 32, 8, 4 и 2 град. Ограничения углов подъема +60/-10 град. Функциональные режимы перископа: день, ночь, оптика, ТВ, IMC (image motion compensation - компенсация движения образа цели), фотокамера и гиростабилизация.
Type 22 (NESSI^ - Оптронная система 2-го поколения для АПЛ типа Los Angeles, включающая ИК систему, работающую в диапазоне 3-5 микрон, ТВ-систему, работающую при низких уровнях освещенности, и антенну спутниковой навигации. Перископы Types 19, 20 и 21 - это различные типы оптронных мачт, данные о которых отсутствуют. ПЛА типа Los Angeles (США)
Model 76 Kollmorgen Бинокулярный, со стабилизированной оптикой, экспортный 7,5-дюймовый перископ фирмы Kollmorgen в версиях поиска и атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 6х при углах обзора 32 и 8 град и ограничениях по углам подъема +74/-10 град для перископа атаки и +60А10 град для поискового перископа, для поискового перископа. На перископе поиска устанавливаются секстант, антенны связи, спутниковой навигации и РЭБ. Светоусилитель установлен непосредственно на мачте, а ИК система SPRITE - между оптической головкой и антенной РЭБ (угол обзора 12/4 град, при ХН 0,2 мра^о). Перископы, установленные на ПЛ различных флотов, имеют индивидуальные номера моделей. ДПЛ тип TR-1700 (Аргентина), типа 209/1400 (Бразилия), типа 209/1500 (Индия), Dolphin (Израиль), Salvatore Pe/os/(Model 767322c радиолокационным дальномером, Италия), Primo Langobardo (Model767323 с лазерным дальномером) Nazario Sauro вторые 2 ПЛ (Model 76/324), Walrus (Нидерланды), Nacken (Швеция), 209/1200 и 209/1400 Model 76/374 Турция)
Универсальная модульная мачта / Model 86/Model 90 Kollmorgen (США) Model 86 - оптронная мачта, объединяющая датчик ИКвидения, высокочувствительную ТВ-камеру и средства радиотехнического обеспечения. Для передачи информации используется волоконно-оптическая линия, управление осуществляется с помощью ЭВМ, производящей общий анализ угрозы, и с пульта управления. К числу дополнительных возможностей относятся цветной ТВ-канал, навигационная аппаратура SATNAV и обработка видеосигнала. Model 90 - это оптронная адаптация к обычному 190-мм перископу, совмещающая оптический канал с увеличением 1,5х, 6х, 12х, 18х при ограничении углов подъема +74/-10 град, ИК приемнике ограничением углов подъема +557-10 град, ТВ-камеру, лазерный дальномер, систему РЭБ и приемник‹GPS. Model 86 и 90 представляют собой коммерческие версии так называемой универсальной модульной мачты, в состав которой входит optronica фирмы Kollmorgen (США), дисплеи фирмы Loral Librascope (США), 2-х ступенчатая мачта фирмы Riva Calzoni (Италия), оконечное устройство обработки сигналов фирмы Alenia (Италия) и универсальные консоли MFGIES или CTI. Модио›икациями Model 90 являются ТОМ (тактическая оптронная мачта), OMS (оптронное мачтовое устройство обнаружения) и СОМ (компактная оптронная мачта). Последняя предназначена для СМПЛ. В начале 1994 г. Model 90 была поставлена на экспорт заказчику в Японию. АПЛ типов Seawolf и Virgnia
* По данным
The Naval Institute guide to World Naval Weapon Systems 1997-1998, pp. 638-644.