Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Последние годы архиепископа мельхиседека лебедева. О народно-церковном почитании Царя-Страстотерпца Николая II Александровича, Его Августейшей Семьи и Сонма всех Новомучеников и Исповедников Российских. Вознесенский печерский мужской монастырь

10 Июня в Подольском Троицком соборе состоялось отпевание почившего Архипастыря. Всероссийскую известность он приобрел на заключительном этапе своего служения на кафедре в Свердловске-Екатеринбурге в 1990-1994 годах, когда открыто заявил о себе как о почитателе Святых Царственных Мучеников, с 1991 года в Июле месяце он стал проводить в Екатеринбурге Царские Дни, а в начале 1993 года специальным распоряжением утвердил Августейших Страдальцев местночтимыми Святыми Екатеринбургской и Курганской Епархии. И хотя такое решение вызвало глухой ропот среди московского клерикального «официоза», дескать, местное прославление прошло не по правилам и не должно быть признано, Священный Синод никак не отреагировал на духовный шаг Архипастыря-царелюбца. Строго утвержденных правил местной канонизации тогда не существовало, а потому правящие Архиереи в этом вопросе могли руководствоваться лишь разнообразными обычаями и прецедентами местного прославления, известными на Руси с XI века и по начало ХХ столетия, а также по практике 1960-1980 годов.

Одним из ближайших сподвижников Владыки Мелхиседека среди м i рян Екатеринбурга был . В редакцию « » от вдовы А.М.Верховского - Светланы Николаевны поступил файл со статьей Архиепископа Мелхиседека (Лебедева) о почитании Царственных Мучеников, написанной им ещё в далеком 1993 году и хранящийся в архиве ее мужа. В письме С.Н.Верховской также содержались краткие воспоминания о Владыке Мелхиседеке, связанные с её супругом, которые мы в данном предисловии к статье почившего Архиерея частично приводим:

«...Обратите внимание на его имя, столь редкое и каким-то мистическим смыслом связанное с таинственным древним Мелхиседеком - Царем-Священником... Владыка Мелхиседек опекал, окормлял Анатолия. Для властей Анатолий был сам по себе эдакий чудак-одиночка (хотя «органам», конечно же, было известно, что это не так). Такой имидж поддерживали из соображений церковной икономии, по ситуации, когда куда как полезнее председатель братства, староста общины или чудак-человек, а не официальный епархиальный сотрудник. Владыка Мелхиседек был очень и мудрым и образованным человеком. Анатолий очень любил, ценил и уважал Владыку Мелхиседека, и Владыка любил Анатолия отцовской заботливой любовью. Очень Владыка мешал здесь на этом месте врагу нашему.

В 1990 году Церковь была зажата в своей церковной ограде, а ограда эта была метров в 10 от стен храма, и было немыслимо, чтобы Владыка, пришёл на совет градоначальников с заявкой на землеотвод для строительства Часовни на месте Ипатьевского дома, а Владыка пришёл. Тогда было немыслимо, чтобы в местной прессе Владыка сказал своё слово, а он сказал. Дело было так: в нашем большом цирке, находящемся в центре города, должны были провести «Бал сатаны», по всему городу реклама, билеты распроданы... Анатолий приходит к Владыке и говорит:

- Святый Владыка, скажите своё слово...

- Скажу, да кто ж его услышит?..

- А через прессу.

- Кто ж напечатает?

- Вы напишите, а я попробую.

И Владыка написал анафему! (Как жаль, что её текста сейчас не могу найти). Пришёл Анатолий в редакцию газеты «Уральский рабочий» и говорит: так и так мол, Владыка анафематствует проведение в цирке богохульного бала. В ту пору для них это показалось полной дичью! Из любопытства, возможно, взяли заметку, прочли, Анатолию чуть ли не буквально покрутили у виска, да он уж к этому привык. А в следующем номере газеты на самых задворках её, где публиковали двухстрочные некрологи, тиснули, как некий курьёз, две строки в каким-то насмешливом тоне: «Владыка Мелхиседек предаёт анафеме предстоящий бал в цирке». И тут случилось невообразимое (цирк был тогда государственным учреждением). Звонит Владыке тогдашний директор цирка и говорит примерно следующее:

- Простите, товарищ Мелхиседек, мы уже расторгли контракт с организаторами бала, заплатили им неустойку большую, и бала этого в нашем цирке не будет!

Устроители бала кинулись искать другое помещение (билеты-то уж распроданы были), но им никто не посмел помещение предоставить. Вот так Владыка словом своим остановил кощунственное мероприятие.

Аналогично произошло и с установкой скульптуры Эрнста Неизвестного с перевёрнутым крестом. Шума и возмущений было много, но поставить не посмели после слов Владыки. Много у меня в памяти историй, где слово его и его молитва разрушали дела вражьи.

Сказать, что Владыка Мелхиседек сделал многое для прославления Святых Царственных мучеников - значит почти ничего не сказать. Он сделал всё возможное, что было в его силах... и невозможное тоже! Помню такой рассказ Анатолия: «Прихожу к Владыке, он ходит по кабинету из угла в угол, и на часы наручные смотрит...

- Что такое Владыко?

- Да вот с часу на час должно начаться в Москве заседание комиссии по признанию «останков»...

- Мы успеем Владыка!

- Что успеем?

- Съездить к Кресту на Ганину Яму и отслужить молебен Святым Царственным Мученикам.

Владыка тут же отдал распоряжение, собрали Крест, фонарь, хоругви и прочее потребное и двинулись... Возвратились, Владыка не стал дожидаться звонка из Москвы, позвонил сам, и ему сказали, что останки не признаны царскими». Потом, позже Владыка рассказал Анатолию, что перелом в обсуждении (по времени) произошёл именно тогда, когда они совершали молебен... Анатолий многажды приводил на память этот случай, как свидетельство помощи Святых Царственных Мучеников в делах наших по молитве к ним.

Данная статья Владыки Мелхиседека годы спустя после написания была опубликована в «Православной Газете» (N 27/348 от 15 Июля 2005 года) , но при новых нападках и глумлениях со стороны либералов и атеистов по отношению к памяти Святых Царственных Страстотерпцев её актуальность сохраняется и ныне. Просим молитв наших читателей, особенно из числа Духовенства, об упокоении души Архиепископа Мелхиседека!

Из истории

В последние десятилетия не было, наверное, более отрицательного персонажа нашей историографии, чем Царь Николай II, и не только он сам, но и Самодержавие как институт власти и Православия, как духовная основа государственной и общественной жизни России. Все мазалось черной краской в десять кистей всеми средствами массовой информации, литературой и искусством. Мастера кисти и пера, «инженеры человеческих душ» изощрялись в придумывании самых уничижительных эпитетов и ярких образов, чтобы представить Царизм в самом неприглядном свете. Придумывались эпизоды и целые истории, где могли бы развернуться вымышленные ими персонажи, изображавшие русских царей (а также «попов, помещиков, религиозных фанатиков, ханжей» и пр., и пр.). Зато какие-то деяния замалчивались, не упоминались, а то и вообще отрицались как не бывшие. Например, в 1961 году никак не был отмечен столетний юбилей освобождения крестьян Императором Александром II.

Но более всего досталось Царю Николаю II. Оказалось, что им мало было убить Его, но память имени Его хотели уничтожить. Все оказалось тщетно. Как только стало посвободней, обнаружилось явно то, что сохранялось тайно в сердцах и душах людей,- почитание Царя-Мученика Николая II Александровича. Это - народное движение, поначалу встретившее отпор со стороны властей, все более возрастает. И это не удел одних только старушек. В нем много людей любого возраста.

Таким образом, заслуживает внимания не только феномен почитания Царя-Мученика Николая II, но и причины существования, возникновения и духовный смысл этого феномена. И чем более задумываешься об этом, тем более осознаешь грандиозность духовного подвига Государя, ибо Господь Сам открывает имена Своих Святых и посрамляет дела нечестивцев.

Почитание Царя-Мученика продолжается, наверное, со дня убиения, оно носило разные формы и было, повторяем, прикровенным, поскольку было преследуемым, поэтому достоверных, прямых и точных сведений пока просто нет. Но есть косвенные: например, мемуары и интервью Б.Н. Ельцина, в которых он оправдывает решение о сносе дома Ипатьева тем, что дом стал объектом почитания. Ельцин в ту пору был первым секретарем Свердловского обкома партии и, естественно, располагал всей информацией, какую только могло собрать КГБ. Какая бы ни была истинная причина сноса дома, но версия Ельцина не вызывала удивления или протеста, она была принята как естественная, так как не противоречила общепринятому мнению. То есть для слушателей и читателей было понятно и объяснимо, что в России есть почитатели убиенного Государя.

Об истинной причине здесь говорить не место, но все же возникают сомнения в том, что указанная причина является истинной или, по крайней мере, единственной. Примерно тогда же, когда был снесен дом Ипатьевых, был снесен и дом Юровских. Это событие прошло мало кем замеченным, да и сейчас мало кто о нем помнит, и никто никому не объясняет причин сноса этого дома. Причина сноса как того дома, так и другого наверняка одна и та же, но явно иная, чем приводит Ельцин.

У окна комнаты Ипатьевского дома, где совершалось убийство, по ночам возлагались цветы, особенно в годовщину убийства. Цветы убирали - они появлялись вновь. Так продолжалось годы, и никто не помнит, когда возник этот обычай.

Наконец, открытое моление на месте дома Ипатьевых состоялось в 1989 году. Вечером в ночь убийства (с 16 на 17 Июля) на пустыре, где стоял дом, стали собираться люди. Никто их не собирал, не организовывал, люди пришли сами. Единственным организующим моментом послужило принесение туда хоругвей, Царского Орла и Российского Знамени. Хоругвей было всего три: с образами св. Гермогена, Тихона и Царя-мученика Николая II. Для последней хоругви канонического образца, к сожалению, не нашлось, и был скопирован портрет (однако, когда хоругвь была развернута и бабушки увидели Царя-мученика, то закрестились, признали, значит). Следует отметить, что уровень мастерства при изготовлении хоругвей был не очень высок, и можно сказать, что в них было больше чувства, чем мастерства.

Когда появились хоругви, то народу прибавилось, люди сгруппировались в круг, в центре круга стали возлагать цветы, прямо на щебень, и там же возжигать свечи. Так уж получилось, что одни изготовили и принесли хоругви, а кто-то принес цветы и свечи, и при этом никаких оргкомитетов не было (хотя имена известны, но мы их не будем здесь упоминать).

Был прочитан канон Царственным Мученикам по тексту Зарубежной Церкви, закончилось моление чтением «Отче наш». Всего участвовало до 200-250 человек самых разных возрастов, в том числе и дети.

Русская Православная Церковь в лице ее официальных представителей никакого участия не принимала, ни прямого, ни косвенного, не принимали участия также и никакие политические или общественные организации. Люди пришли сами, «без направляющей и организующей», пришли в одиночку или небольшими группами (вроде тех, кто делал хоругви), пришли по велению сердца. Мы подробно останавливаемся на этом, чтобы опровергнуть расхожее мнение или многие расхожие мнения на этот счет.

Власти города отреагировали на это событие очень резко, лучше сказать, истерично. ОМОН устроил форменное побоище, было схвачено и отвезено в райотдел милиции 11 человек, из них двое несовершеннолетних - мальчик 16 и девочка 14 лет. Такое совпадение цифр с числом и возрастом расстрелянных удивительно и неслучайно.

В 1990 году пришли уже тысячи людей, было три православных священника из Патриаршей Церкви, была отслужена панихида, но по соседству проходили митинги и выступления ораторов с пламенными речами. С тех пор политическая эксплуатация дней памяти Царственных Мучеников стала их постоянным компонентом. Ночью, в час убийства, был отслужен молебен двумя священниками Зарубежной Церкви, он проходил на частной квартире, участвовало около 20 человек. В том же году 18 Августа был установлен деревянный Крест на месте убиения, а 4 Октября деревянный Крест был заменен на металлический, который стоит и поныне. Очень скоро он получил в обиходе название «Царский Крест». С его появлением возник еще один обряд почитания - новобрачные в ходе свадебных торжеств возлагают ко Кресту цветы. К настоящему времени этот обычай стал общепринятым.

В 1991 году в Царских днях (так стали именоваться в Екатеринбурге торжества памяти Царственных Мучеников) приняла официальное участие Екатеринбургская епархия.

Прибыли гости из других городов (в том числе правительственная делегация РСФСР числом 50 человек вместе с сопровождающими лицами). В этом же году в городе впервые после 1919 года был проведен Крестный Ход от Вознесенской церкви до Царского Креста. Была отслужена Великая Панихида. Ночью в час убийства был отслужен молебен с водосвятием у Царского Креста.

В 1992 году программа Царских дней заняла 5 дней - с 15 по 19 Июля включительно, в ней официально участвовали высшие городские власти, приехали гости не только из других городов, но и из-за границы. Был впервые проведен Крестный Ход до Ганиной Ямы.

Сам по себе феномен народно-церковного почитания Царя-Мученика Николая II Александровича снимает большую часть возражений, воздвигаемых противниками его всецерковного прославления. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе, прочитанном на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, сказал: «В заключение можно сказать, что в Русской Православной Церкви канонизация Святых являлась подтверждением и благословением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших Подвижников Благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала Подвижника Веры Святым ». (Канонизация Святых. Троице-Сергиева Лавра, 6-9 Июля 1989 года).

Определение, преподанное владыкой Ювеналием, позволяет нам увереннее ориентироваться в проблеме. В этом определении подтверждается соборное обсуждение святости и подвижничества, ибо церковный народ и составляет единое Соборное Тело Церкви. Только среди этого народа и можно проводить обсуждение о причислении Божьего Угодника к лику Святых, которое происходит действием Духа Святого, а не поисками компромисса с внецерковными силами. Дискуссии и дебаты парламентского типа - это уловка внецерковных, а того вернее, антицерковных сил, и для Русской Православной Церкви негоже на них соглашаться. Еще один миф, внедренный «демократической» пропагандой, - это обсуждение количества почитающих Царя Николая II Святым и исчисление этого количества. Не числом сторонников определяется истина и не голосованием на демократический манер, ибо и десять праведников спасут град.

Единственное, что нас может интересовать при обсуждении вопроса о всецерковном прославлении Святого Царя-Мученика, - это степень достоверности знамений, даваемых нам Духом Святым в свидетельство святости Государя. Сам факт почитания Его уже является чудом, ибо все силы человеческие направлены были на то, чтобы этого факта не было. Вот как пишет Святитель Иоанн Златоуст: «Если язычник спросит: откуда видно, что Христос есть Бог? (это нужно предложить прежде всего, так как все прочее следует за этим), то я для доказательства не укажу на небо или на что-либо подобное. Если я скажу ему, что Он сотворил небо, землю и море, он не примет этого; если скажу, что Он воскрешал мертвых, исцелял слепых и изгонял демонов, и этого не примет; если скажу, что Он обетовал Царство и неизреченные блага, если буду говорить о воскресении, он не только не примет, но еще будет смеяться. Чем же мы будем убеждать его, особенно если он простолюдин? Чем иным, как не тем, что одинаково признается и мною и им, и в чем он не может сомневаться? Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, то он не скоро согласится поверить. Что же такое, что язычник признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил Христианство; и язычник, конечно, не будет противоречить тому, что Христос основал Церкви по всей Вселенной. Отсюда и мы заимствуем доказательства силы Его ...» (Рассуждения против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог // Творения Святителя Иоанна Златоуста. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 813-814).

Как видим, Святитель Иоанн Златоуст считает, что сам факт становления Христовой Церкви есть чудо и что это чудо убедительно даже для язычников. Церковь Христова созидалась силой Божией вопреки многим человеческим усилиям. Не то же ли самое мы наблюдаем и в отношении почитания св. Царя-Мученика, не подобное ли чудо перечеркнуло все человеческие усилия, направленные на то, чтобы даже имени его не осталось в сознании людей, а не то что почитания его.

Сходство моментов, значение знамения еще более усиливается, если напомнить, что римское общество той поры (начиная от Императорской эпохи) было не столько языческим, сколько атеистическим. Да и если вдуматься, приводимый текст Святителя Иоанна Златоуста построен в форме логического парадокса и рассчитан на рационалистическое восприятие атеиста-материалиста - ну впрямь для нашего современника из какого-нибудь НИИ. Сейчас мы видим, что и для почитания Государя нет никаких разумно рационалистических причин. Значит, это причины сверхразумные - Божеские.

Как сказано Святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом о Боге Слове, воплотившемся во Христа: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 4-5). Святость и свет - слова единого корня и означают понятия единой сущности. Не в силах человеческих загасить этот свет.

Это и есть наиболее общий ответ на вопрос о духовной природе почитания Царя-Мученика Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи и сонма всех Новомучеников и Исповедников Российских. Как оказалось, не в силах человеческих загасить их свет, следовательно, это свет Божественной Святости. Православный Самодержавный Царь есть образ Царя Небесного. Он через Мvропомазание мистически соединяется с Богом и с людьми Своего народа. Эту мистическую связь люди и чувствуют, но не только ее.

Россия охвачена тьмою, как и весь мiр. Толкователями Священного Писания вышеприведенные слова о тьме понимаются обыкновенно как заблуждения языческого мiра, которые господствовали до пришествия Спасителя. Опыт XX века, кровавый и страшный, показывает, что слово «тьма» должно пониматься гораздо глубже - как сказано: Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22, 52-53).

Никак не в язычестве обвинил Христос первосвященников и старейшин, а в том же, в чем уже обвинял: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44).

Тьма, затопившая мiр, - атеизм и материализм, и благополучный Запад охвачен тьмою гораздо сильнее и глубже, чем Россия, ибо в России не разучились различать свет, и об этом свидетельствует народно-церковное почитание Царя-Мученика Николая II. Вопреки мифу, усиленно внедряемому либеральствующими «богословами», тьма затопила Россию не после и не вследствие добровольного отречения Государя Николая II, а наоборот - не тьма была вызвана отречением, а отречение тьмою. Духовный подвиг Государя определен Провидением для спасения России от власти тьмы. Он добровольно отдал Себя на муки, уничижение и смерть по образу Христова кенозиса, и свет святости Его не затемнить силам тьмы никакими нагромождениями лжи и клеветы. Народно-церковное почитание его означает, что и народ сохранился, и он находится на пути к спасению.

Самодержавный Царь подвигом Своим духовным указывает нам путь подобно подвигоположнику Иисусу Христу. Как и Христос-Мессия самим фактом Своего существования, Своей жизни и Своей Крестной смерти обрывает любые лукавые умствования, так и подобно Ему Святой Царь Николай Своим подвигом ведет нас ко Христу, спасая от соблазнов «гуманистических» умствований. И Господь дарует нам еще одно чудо, показывая нам Своего Святого, убитого и уничиженного людьми и оболганного, оклеветанного, но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), Он чудом Своим спасает прежде всего нас, затопленных ложью очередной идеологии. Это чудо не только для знамения нам о Святом, но чтобы помочь нам выйти на путь истины , а этот путь, как мы знаем, есть Христос.

Мелхиседек (Лебедев), Архиепископ Екатеринбургский и Курганский

Екатеринбург, Апрель-Май 1993 года.

Крестный Ход на Ганину Яму. Слева от Владыки Мелхиседека А.М.Верховский

Молебен на Ганиной Яме:

Справка: Архиепископ Мелхиседек (в м iру - Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г . в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г . поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г . закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г . архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля - во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г . назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 г . переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1962 г . поступил в Московскую духовную академию. В 1963 г . вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. В том же году пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино. 15 июня 1965 г . возведен в сан архимандрита.

17 июня 1965 г . в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим.

7 октября 1967 г . назначен епископом Венским и Австрийским, 25 июня 1970 г . - епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г . избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г . назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

С 25 сентября 1991 г ., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г ., с образованием Курганской епархии, - Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей Праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г ., и Святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г . переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г . удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев) .

10 июня 2016 года в Троицком соборе г. Подольска состоялось отпевание Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Божественную литургию и отпевание почившего владыки возглавил управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский в сослужении высокопреосвященнейших: митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, митрополита Брянского и Севского Александра, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, архиепископа Сурожского Елисея, настоятеля Троицкоко собора города Подольска протоиерея Александра Ганабы и многочисленного духовенства Московской, Екатеринбургской, Брянской, Иваново-Вознесенской и Вологодской митрополий.

Перед началом отпевания Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла участникам погребения Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Гроб с телом почившего святителя был обнесён вокруг Троицкого собора города Подольска, похоронен Высокопреосвященнейший архиепископ Мелхиседек на территории Воскресенского храма села Молоди Московской епархии.

Архиепископ Мелхиседек (в миру ― Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г. в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г. поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г. закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г. архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля - во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 г. переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1962 г. поступил в Московскую духовную академию. В 1963 г. вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. В том же году митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино.

17 июня 1965 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим.

7 октября 1967 г. назначен епископом Венским и Австрийским, 25 июня 1970 г. ― епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

С 25 сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии, - Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г. удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, сами посещали приходской храм и брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Также свое благотворное действие оказала на него и природа. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание. Незабываемые дни, это дни, когда Господь сподобил Василия помогать прислуживать священнику. Сельская церковь простояла до года, когда ее закрыли коммунисты и у него не стало возможности исповедаться, причащаться.

По словам владыки:

"Бедность в нашей семье была ужасная, но помогала вера в Бога. Я с раннего детства посещал храм, который находился близко, читал и пел на клиросе, имел хорошего духовного отца и наставника. После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Там тоже ходил в церковь, надо мной смеялись и издевались, но я продолжал ходить. Из Каширы по рекомендации благочинного в году поступил в Московскую духовную семинарию " .

Узнав об открытии в Москве богословских курсов, он захотел приобрести духовное образование и обратился к Божией Матери за водительством через канон к Ней. Осенью года он поступил в духовную семинарию в Загорске , а в закончил ее по первому разряду.

Священник

У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением имени Пантелеимон (+ 1994) и служил в Московской епархии, средний сын Константин стал священником, а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу , впоследствии священника. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена. Это так его потрясло, что могло плохо кончиться для него, но он имел ход к святому отцу Петру Чельцову , который его очень поддержал. На четвертом курсе академии жена приезжала к нему и просилась обратно, но к этому времени он уже был рукоположен в архиерея .

Академист и Вологодский архиерей

В году он поступил в Московскую духовную академию . В году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека , был направлен в Троицкое патриаршее подворье в селе Переделкино . Монашеское имя он получил от митрополита Никодима , относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса патриарх и Священный Синод определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским . Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы: "II Ватиканский Собор . Историко-критический обзор" и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия .

Прибыв на Вологодскую кафедру, епископ Мелхиседек энергично взялся за ведение епархиальных дел, часто служил в кафедральном соборе. Служил он вдохновенно, голос имел красивый и сильный, всегда говорил содержательные проповеди. На Пасху года владыка Мелхиседек ездил в Иерусалим в составе делегации Московской Патриархии, по возвращении он организовал особенно торжественное служение. Храм тогда наполнился множеством приехавших с владыкой молодых людей, что было тогда редкостью. По отношению к клиру архиепископ Мелхиседек был добр, любил делать подарки. За два года он объездил все приходы Вологодской епархии. Особенно обращал он внимание на посещение бедных приходов. Своим авторитетом епископ Мелхиседек значительно укрепил положение кафедрального собора, о котором тогда постоянно ходили слухи о закрытии.

Архиререй Венский, Пензенский, Берлинский - деятельность на международном поприще

Священный Синод на заседании 12-13 марта года удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

Люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека, вспоминают что владыка знал наизусть Псалтирь и некоторые

8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Перед своею блаженною кончиною Владыка Мелхиседек каждый день причащался Св. Христовых Таин, был соборован и мирно почил при чтении канона на исход души.

10 июня 2016 года состоялось отпевание и погребение Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека. Заупокойную Литургию в Свято-Троицком соборе города Подольска совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии. Митрополиту Ювеналию сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, архиепископ Сурожский Елисей, настоятель Троицкого собора протоиерей Александр Ганаба, Московское духовенство, а так же клирики из других епархий, в которых в различное время совершал своё Святительское служение архиепископ Мелхиседек.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял участие в соборном служении и отпевании новопреставленного Владыки Мелхиседека, поскольку в 1989 году был рукоположен и пострижен в монашество этим Святителем.

Проститься с архипастырем, отдавшим более 50 лет служению Святой Матери Церкви, прибыло многочисленное духовенство из епархий, которые возглавлял владыка Мелхиседек, и где его имя с благодарностью поминают. Пришли представители администрации Московской области и города, руководители предприятий и общественных организаций, а также жители Подольска и многочисленные прихожане собора и других городских храмов.

По окончании Божественной литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал собравшимся в храме слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Участникам погребения Преосвященного архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Дорогие братья и сестры! Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви - бывшего правящего архипастыря Брянской епархии архиепископа Мелхиседека. Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в Подмосковье в простой крестьянской семье, будущий владыка прошел нелегкий путь от воспитанника Московской духовной семинарии до архиепископа. За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания. В далеком 1950 году он принял священный сан и на протяжении пятнадцати лет совершал пастырское служение на приходах Московской области. В 1965 году Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая различные кафедры и стараясь быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему сникал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности. Мне памятно участие почившего архипастыря в моей епископской хиротонии. Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного архиепископа Мелхиседека, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных. Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ".

По окончании чтения, митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного Владыки Мелхиседека, которые длилось около двух часов при умилительном пении двух хоров Троицкого собора г. Подольска.

После этого гроб с телом почившего Святителя был обнесен вокруг Троицкого собора и доставлен к Воскресенскому храму села Молоди Чеховского района, в котором совершал своё священническое служение с 1955 по 1961 год. Гроб с телом архиепископа Мелхиседека был установлен возле отверстой могилы, приготовленной у алтаря Воскресенского храма.

Митрополит Ювеналий отслужил литию, после чего гроб с телом почившего Святителя Божия под пение "Святый Боже" был опущен в могилу. Вечная память новопреставленному Святителю Божию, архиепископу Мелхиседеку.

(Василий Михайлович). Бывший архиепископ Брянский и Севский (1994-2002); родился 26 января 1927 г. в с. Ново-Черкасово Шатурского района Московской области; после окончания средней школы работал на заводе слесарем; окончил Московскую духовную семинарию в 1950 г., Московскую духовную академию (экстерном), кандидат богословия; в 1950 г. был рукоположен во священника, служил настоятелем ряда сельских церквей Московской епархии, с 1961 г. - благочинным церквей Орехово-Зуевского округа; в 1962 г. был пострижен в монашество в 1962 г., зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры; в 1965 г. был определен епископом Вологодским и Великоустюжским, посвящен в сан архимандрита; хиротонисан 17 июня 1965 г.; 1967-1970 - епископ Венский и Австрийский; с 1970 г. епископ, с 9 сентября 1976 г. - архиепископ Пензенский и Саранский; 1978-1984 - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы; с 1984 г. - архиепископ Екатеринбургский (Екатеринбургский) и Курганский, 1993-1994 - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский; являлся также управляющим Челябинской епархией (1984-1989); в марте 2002 г., согласно уставу церкви, по достижении 75 летнего возраста ушел на покой с поста архиепископа Брянского и Севского.

  • - царь справедливый"), царь см. Салима, к-рый вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками; священник Бога Всевышнего...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - встречает Авраама хлебом и вином. Деталь мозаики церкви Сан Витале в Равенне. царь и священник Салима, называемый в Ветхом Завете "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедия Кольера

  • - автор рукописи "Человек " . {Венгеров} поэт 1830 гг., автор "Лиры". {Венгеров} автор "История I часть. Введение: идея, содержание и форма истории" . {Венгеров} автор "Бесед о военной администрации" ...
  • - епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. Родился в семье диакона села Золотихина Новоторжского уезда Тверской губернии. В 1811 году окончил курс Тверской духовной семинарии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии. В его исторических трудах: "Chronica Romanului si a episcopiei de Romanuů" и "Chronica Husilor si a episopei cu aseminea numire"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - библейская личность, о которой говорится в книге Бытия. Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Ле́бедев Александр Алексеевич, советский физик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. После окончания Петроградского университета работал там же. Один из основателей Оптического института...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Владимир Васильевич, график. Один из основателей петербургских "Окон РОСТА"...

    Современная энциклопедия

  • - Евгений Алексеевич, актер. На сцене с 1940. С 1956 в Ленинградском Большом драматическом театре...

    Современная энциклопедия

  • - Петр Николаевич, глава первой российской школы физиков. Впервые получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Алексеевич, ученый в области электротехнической и вычислительной техники. Основные труды по устойчивости энергосистем, разработке средств вычислительной техники...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Васильевич, химик. С 1908 исследовал полимеризацию непредельных углеводородов. В 1926 - 28 руководил разработкой в СССР первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука...

    Современная энциклопедия

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  царь Салима, священник Бога Вышнего, благословивший Авраама...

    Словарь церковнославянского языка

"Мелхиседек Лебедев" в книгах

Схиигумен Мелхиседек

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Схиигумен Мелхиседек Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК Впервые Мелхиседек упоминается в Библии в Книге Бытие. Там написано: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли. И

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир

Из книги Мелхиседек. Книга I. Мир автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь; Русудан Григорьевне Гогия из Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю; Аркадию Иосифовичу Слуцкому

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия

автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия Однако, обращение к Библии, кстати говоря, столь же естественно, сколь и проблематично для целей поиска знания о Вере. Такое сочетание целей, которое предполагает получение Веры через знание, вероятно можно определять как

Мелхиседек

Из книги Мелхиседек Том 3. Бог автора Нюхтилин Виктор

Мелхиседек На этом можно было бы и закончить эту книгу, тем более что конец любой книги - всегда процесс искусственный, а не закономерный. Но осталось два вопроса, на которые надо ответить. Первый - несущественный, но он слегка раздражает. И в самом деле - почему книга

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский Среди праведников Ветхого Завета, о которых в Писании даются исторические повествования, Мелхиседек – лицо наиболее загадочное. В книге Бытия ему посвящены всего три стиха (см.: Быт. 14,18-20). После того как Авраам освободил своего племянника Лота

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, - тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 Которому и десятину отделил Авраам от всего, - во–первых по знаменованию

Мелхиседек

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Мелхиседек Мелхиседек (правильнее Малкицедек) - один из загадочных образов Библии. На её страницах он упомянут всего дважды, но каждое из этих упоминаний исполнено глубокой значимости. Первый раз мы встречаемся с Мелхиседеком в 14-й главе Книги Бытия. В ней

Аврам и Мелхиседек

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Аврам и Мелхиседек 18 И Мелхиседек, царь Салима, встречая Аврама, принес хлеб и вино и как священник Бога Всевышнего 19 призвал свыше на Аврама такое благословение:«Бог Всевышний, Создатель неба и земли,да благословит тебя, Аврам!20 Да будет прославлен Бог Всевышний,в твои

Мелхиседек благословляет Аврама

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Мелхиседек благословляет Аврама 18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - "И Мелхиседек, царь Салимский..." Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и

Архимандрит Мелхиседек (Короткий)

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Архимандрит Мелхиседек (Короткий) (†15/28 апреля 1841) Замечательный старец сей пребывал на покое в Оптинской обители 17 лет и скончался 15 апреля 1841 года на 80-м году от рождения. Сначала поступил он в Николаевский Пешношский монастырь в 1782 году, где и пострижен был в

Мелхиседек, царь Салимский

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Мелхиседек, царь Салимский И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,2 Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя

Мелхиседек

Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

Мелхиседек Иисус Христос, сын Бога [...] из...{...(2 строки не читаются)}...эоны, что мог рассказать всем эонам, и, в (случае) каждого эона, что я мог рассказать характер эона, что это есть, и что я мог бы облачиться в дружбу и совершенство как в одежду, О брат, [...] и...{...(7 строк не

Мелхиседек

автора Азимов Айзек

Мелхиседек 105-й псалом заканчивается славословием, а 106-й начинает пятое и последнее собрание, включенное в Псалтирь. Псалом 109 - еще один, в котором восхваляется царь, возможно, по случаю его коронации, - предрекает ему величие и силу. Более того, называет его обетованным

Мелхиседек

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Мелхиседек Поэтому большая часть Послания к евреям является красноречивой попыткой со стороны автора продемонстрировать, полностью через ссылки на Ветхий Завет, что учение Иисуса превосходит учение Моисея и что древнееврейское учение может только подвести к вершине,

Загрузка...